Мастер-класс
А.М.Журавлёва на конкурсе «Учитель года –
2007» Майского района
финал
(20 минут, 6 участников)
Эпиграф урока:
Contraria non contradictoria ,
sed
complementa
sunt
.
(Противоположности не исключают,
а дополняют друг друга.)
Нильс Бор
Цели урока
:
обучение ведению дискуссии и методологии
научного исследования; демонстрация дополнительности
науки и искусства; раскрытие необычайного в
«очевидном».
Идея урока
:
две группы учащихся рисуют образ одного и
того же с разных точек зрения: научной, и
художественной. Эти картины контрастируют
друг с другом и не могут быть выведены одна
из другой. В процессе урока надо показать,
что они дополняют друг друга, давая
целостный (объемный) образ
действительности.
• Мотивационный
этап.
Учитель
приветствует класс со словами: « Здравствуйте!
Вам очень к лицу этот галстук; он отлично
отражает световые волны длиной 650
нанометров (красный цвет)! А вы прекрасно
выглядите в этом костюме, в нем очень
искусно смешаны две основные краски: желтая
и голубая (зеленый цвет). А вы совершенно
восхитительно выглядите в блузке удивительно
спокойного оттенка (синий цвет).
Как вы,
наверное, уже догадались, речь пойдет о
… Учитель
делает вопрошающий жест и после короткой
паузы, если таковая не будет никем
заполнена, может уточнить вопрос: О
чем мы будем говорить с вами сегодня? –
Правильно! О цвете. Знакомое слово, не
правда ли? А что такое,
по-вашему, цвет? » Звучит первый
круг ответов, в котором учащиеся, вероятнее
всего, отметят настроение, вызываемое
цветом; что все предметы как-то окрашены
и это можно считать одной из
неотъемлемых характеристик (поверхности)
любого тела; что цвет связан с длиной волны…
Перед «учащимися»
ставится цель урока :
исследование природы
цвета (поиск ответа на вопрос: что такое
цвет?) .
Слайд
с темой урока. (В
самом начале появляется слайд с радугой, а
теперь на нем появляется вопрос:
Что
такое цвет?)
После этого
учитель спрашивает: « Как
образуется цвет? » «Учащиеся»
отвечают на последний вопрос, в той или иной
степени используя знания по физике
В этом
обсуждении или еще раньше учитель
фиксирует и называет различные позиции участников беседы о
цвете: «физик»;; «художник»
. При этом наготове учителя должны
быть два листка со скотчем и
соответствующими надписями, которые он
прикрепляет на боковую поверхность стола
перед тем учащимся, который выступил с
одной из указанных позиций. При этом он
обращается к участникам мастер-класса:
« Вы сейчас высказались
с различных позиций; попробуйте их удержать
в дальнейшем в общей работе».
При этом
учитель дает комментарий
для зала : «Для меня очень важна явная
фиксация позиции учащегося в процессе
коммуникации. Это пробуждает самосознание
в ученике и дисциплинирует мышление. Кроме
того, позиционирование представляет собой
более адекватный урокам естествознания
эквивалент ролевой игры. Этот прием
открывает широкие перспективы развития
физики как школьного предмета в
направлении гуманитаризации.»
Если
никто из учащихся в ответе на два
предыдущих вопроса не выражает позицию
биолога или иную из перечисленных, учитель
должен задавать наводящие вопросы, чтобы
эта позиция также вступила в пространство
диалога.
Учитель
спрашивает: « Друзья мои,
ваши точки зрения противоположны друг
другу – кто же из вас прав? Постарайтесь
доказать свою правоту. Для этого вам нужно
аргументировать (защищать) свою точку
зрения и критиковать противоположные.
Смелее! Кто первый?» .
Сразу же после начала этой дискуссии
учитель должен СЕСТЬ НА СТУЛ!!!
КОММЕНТАРИЙ:
Когда
учитель стоит перед классом, уже одно это
положение делает его главным. Учитель тоже
должен позиционировать себя и иногда уйти
на второй план.
В ответ на этот
вопрос группы начинают оспаривать свою
правоту – происходит « конфликтное
взаимодействие ». Хорошо, если
участники возьмут на себя разные роли: и «преследователя»,
доказывающего неправоту другой позиции, и «жертвы»,
защищающей свою точку зрения. Если повезет,
кто-нибудь из учащихся возьмет на себя роль
«спасителя» и сформулирует идею о
справедливости разных точек зрения. Тогда
учитель может подвести итог урока с опорой
на эту идею. На самом деле, именно эта часть
урока должна быть кульминацией (если
учащиеся активны). Одновременно это служит
и прекрасным мотивирующим фактором для
дальнейшей работы (проверить, кто же прав).
После такого
обсуждения учитель говорит: « Вы
зафиксировали свои позиции, у каждого из
вас есть своя гипотеза о природе цвета.
Можно с пеной у рта доказывать свою правоту,
но настоящее доказательство опирается на
факты, а не на мнения. К тому же, мы с вами
занимаемся наукой, а не пиаром.
А в каждой науке разработаны свои средства для
решения поставленных проблем. Постараемся
сейчас вооружить каждого научным
инструментарием .
Обратимся к эксперименту.»
• Этап
объяснения нового.
а) Учитель: « С
точки зрения физики мы видим различные
предметы благодаря тому, что свет
отражается от них и попадает к нам в глаз. Что
представляет собой исходный свет, до
отражения?»
Демонстрационный
эксперимент :
спектр луча обычного мультимедийного
проектора получаем при помощи призмы
прямого зрения. В начале демонстрируем
спектр белого – полный спектр. Во время мастер-класса
достаточно показать слайд:
белый прямоугольник на черном фоне.
«Так что же
представляет собой обычный свет
?»
– Учащиеся без труда смогут извлечь из
своего опыта известный вывод: белый
свет содержит все цвета радуги
.
Слайд:
портрет Ньютона, годы его жизни и дата
открытия. Плюс рисунок спектра, полученного
при помощи призмы.
В это время
учитель говорит: « Получив
призматический спектр, великий Ньютон
первым высказал мысль о том, что обычный
свет состоит из лучей разных цветов. В
спектре мы видим, как лучи разного цвета пространственно
разделяются друг
от друга, и мы получаем
возможность измерить
каждый цвет
по отдельности по его положению в спектре. У
каждого луча свой показатель преломления и
потому свой угол отклонения, отличный от
других».
Следующий
слайд: показатель преломления зависит от
длины световой волны (частоты). Томас Юнг
(1773–1829) в 1802 г . первым определил длины волн
разных цветов.
«Теперь вы
все знаете и можете самостоятельно решить
простую задачу. Вот картина немецкого
художника-экспрессиониста Франца Марка
(1880–1916). Да вот беда: на этом изображении нет
цвета (кстати, именно таким и видит мир
лошадь!).»
Даю листы (показывает
их зрителям ) черно-белые изображения картины
с подписями (цифрами) на каждой «одноцветной»
области. Вместо цвета на картине подписаны:
длины волн (для «физиков»); цветовые
компоненты смешанного цвета (для «художников»)
Задание: « Вы
должны восстановить первоначальные цвета.
Все они закодированы на разных языках,
понятных для физика, и художника (психолога).
Картина должна быть раскрашена цветными
мелками. Но предварительно вам предстоит
освоить языки науки и искусства, то есть
создать алфавит
этой цветовой палитры
, начальные
буквы которого мы с вами уже наметили в
общей работе. «Алфавит» у каждой группы
свой. Это потребует от вас небольшого
исследования, только тогда вы научитесь
говорить на соответствующем языке ».
• Самостоятельная
экспериментальная деятельность учащихся
.
На столах лежат
два разных письменных задания и листки с
черно-белым изображением картины, плюс
мелки. Учитель переклеивает бумажки с
названием позиций на соответствующий
каждой позиции стол и просит учащихся
переместиться за те столы, которые
соответствуют их позиции. Тем, кто не имел в
дискуссии четко выраженной позиции,
учитель рекомендует определиться и
подсесть за один из столов, присоединяясь к
тем, чья позиция ему кажется ближе.
• Первая
группа: Спектр и измерение длин волн при
помощи дифракционной решетки
. Используется обычный лабораторный
прибор для определения длины волны и
дифракционная решетка 100 штрихов на мм. По
формуле выполняется расчет длин волн
красного, зеленого, фиолетового (остальные
даны на схеме спектра с подписанными
длинами волн). Задача – точно измерить
длины волн трех цветов: красного, зеленого и
синего (фиолетового). Результат
подписывается на схеме.
• Вторая
группа: Смешение цвета
. Три ярких фонарика снабжаются
светофильтрами: красным, зеленым и
фиолетовым (синим). Учащиеся получают в руки
по фонарику и светят ими на экран – там, где
лучи накладываются друг на друга,
появляется другой цвет. Регулировка
яркости производится путем простого
удаления от экрана. Задача: выяснить, какие
цвета можно получить попарным
или тройным наложением красного, зеленого и
синего. Результат подписывается на круге, в
котором из 6 секторов закрашены
только 3: красный, зеленый и фиолетовый.
Комментарий
в зал во
время практической работы: «В
естествознании содержится уникальная
возможность для развития рефлексивного
мышления .
Каждая позиция может быть объективирована
в некоторой знаковой
схеме , без
которой мышление учащегося просто потеряет
опору . Поэтому каждой группе на первом этапе
ее работы предлагается освоить некоторую
схему в процессе простого исследования
законов ее построения .
В уроке можно было бы попытаться построить
эту схему с нуля. Но
несмотря на мою безграничную веру в
учащихся, я не верю в то, что они сами могут
совершить те же открытия, что и Ньютон.
Поэтому я стараюсь ставить перед учащимися
реальные задачи, находящиеся в зоне их
ближайшего развития. Культура не строится с
нуля на каждом уроке, а транслируется. При
этом нужен баланс, равновесие (кстати, одно
из физических понятий, имеющих
общекультурное значение). Важно, чтобы образцы
культуры не
навязывались бы учащимся в готовом виде,
поэтому у каждой группы схема не готова, но
намечена. Схема и представляет собой тот
культурный образец, знак, который каждая
группа должна наполнить своим смыслом,
появляющимся в результате
непосредственного взаимодействия с
предметом в процессе исследования.
Итак,
группа физики исследует спектр как
исключительно плодотворное научное
представление. При этом они меряют длины
волн, используя дифракционную решетку.
Слайд со
схемой первой группы (спектр).
Группа
художников исследует модель смешения цвета,
воплощенную в телевизорах, мониторах,
проекторах. В этой модели для получения
любого цвета достаточно всего трех:
красного, зеленого и сине-филетового.
Задача группы – определить, какие цвета
образуются при смешении этих трех.
Слайд со
схемой второй группы (накладывающиеся
круги).
• Презентация
результатов групповой работы
.
(При
наличии времени можно было бы
продемонстрировать и презентацию каждой
группой результатов своей работы. Тогда это было бы уместно
сделать перед вывешиванием раскрашенных
картин. Каждая группа рассказывает о своей
работе (презентация результатов):
какое задание было
поставлено, | |
что делали, | |
какой получили результат. |
Но в 20-тиминутном
мастер-классе для этого,
скорее всего, времени не останется, поэтому
можно сразу же переходить к сравнению
результатов. Ведь фактически учитель уже об
этом рассказал в своем комментарии, которым
он сопровождал практическую работу
учащихся.
Здесь-то и
будут продемонстрированы готовые схемы
через проектор: исходная
с помощью анимации заменяется полной, в
которой выделено цветом то, что получилось.)
Группы
показывают, что у них получилось. (Цвета
должны совпасть!)
Учитель
демонстрирует оригинал – он совпадает с
картинами, раскрашенными различными
группами.
Слайд с
цветной картиной: Франц Марк «Синий конь»,
1911 г.
Вопрос: « Какой
же результат мы получили? Так кто же из вас
прав?» Кто-нибудь из участников,
наверняка, скажет, что правы все!
• Обобщение
(в форме обсуждения результатов групповой
работы) .
Монологическая речь учителя:
Слайд с
фотографией Нильса Бора и изображением его
герба. Подпись на слайде: CONTRARIA SUNT COMPLEMENTA –
Противоположности дополняют друг друга.
« Когда
великому физику Нильсу Бору пришлось
создавать себе герб, он выбрал символ Инь-Янь
и девиз: Contraria
non
contradictoria
, sed
complementa
sunt
. (Противоположности не исключают, а
дополняют друг друга.)
В этой работе
вы убедились, что несмотря на противоположность
научного и художественного подходов, ни
один из них не может быть без другого.
В
подтверждение своих слов я процитирую
мнение профессионалов, работающих с цветом
на стыке различных подходов, в полиграфии и
рекламном бизнесе (эти слова взяты с сайта
компании X - Rite ):
Цвет
является результатом ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
света, объекта и наблюдателя.
Чтобы цвет существовал необходимо
присутствие ВСЕХ трех этих элементов
.»