философия двухуровн. обуч. внеклас. мероприят. мастер-класс справка проблемы и персп. система и методы

Внедрение двухуровнего обучения физике в условиях многопрофильной гимназии.

                 

      В настоящее время в практику работы общеобразовательных школ на старшей ступени общего образования активно внедряется разноуровневое  образование. Учебный материал реализируется на 4-х уровнях:

         -  Непрофильный уровень.   Уровень знаний учащихся соответствует минимуму, определённому к знаниям и умениям учащихся в стандарте среднего (полного) общего образования. Учащиеся, пользующиеся учебниками, рекомендованными  МО РФ для общеобразовательных школ.

         -  Базовый уровень.  Знания, умения и навыки определяются также минимумом содержания образования по предметным областям. Обучение осуществляется по программам и учебникам, рекомендованными МО РФ для базового уровня.

         - Профильный уровень.  Рассчитан на то, что ученик освоит набор и «содержание единиц»,  какой – то предметной области, соответствующей требованиям стандарта профильного уровня. Учебный процесс осуществляется по программам  и учебникам для профильного уровня стандартов среднего (полного) общего образования по предметам выбранного профиля и для базового по остальным предметам.

         - Углубленный уровень.  Учебный процесс осуществляется по программам предназначенных для усиления профилирующих предметов в параллелях и осуществляется за счёт школьного компонента учебных программ. Это позволяет учащимся освоить учебный материал, значительно превышающий требования государственных стандартов и базового и профильного уровней.

                   Изучение физики в нашей гимназии осуществляется на двух уровнях (базовый и профильный). Как показывает опыт, ряд проблем в преподавании физики на профильном и базовом уровне связан с отсутствием нормальных учебников для профильных классов и их сложностью для восприятия на базовом уровне. Возникает необходимость корректировки учебного материала учителем и это особенно касается гуманитарных классов, в которых на изучение физике отведено всего два часа в неделю.

                   Опыт работы в гуманитарных классах подсказывает, что эта коррекция прослеживается следующей:

         -  программа курса должна обеспечить выпускнику гимназии достаточный объём физических знаний и умений, необходимых современному человеку;

         - её следует облегчить, чтобы сделать курс физики интересным, доступным и привлекательным для учащихся (например «разгрузить» механику от широкого использования векторов, модулей и проекций физических величин);

         - некоторые разделы физики, классической физики можно опустить, другие излагать описательно, что позволит уделить больше времени современной физике и везде, где только можно, физическому эксперименту, особенно демонстрационному;

         - целесообразно сократить и стандарты, которые необходимы учащимся обычных общеобразовательных школ (так, например, ученику – гуманитарию нет необходимости уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; измерять длину световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта и др. ). Следовательно, тематику и содержание лабораторных работ необходимо пересмотреть;

         - программе курса физики желательно придать гуманитарную направленность, подробнее излагать вопросы развития физики, включать сведения о её творцах (в частности, об их гуманизме и мужестве при защите своих идей), объективнее отражать приоритет открытый, информировать о международном сотрудничестве физиков и т.д.

                   Перечень тем курса физики сходен для классов разных профилей, но их содержание наполнение и порядок изучения различны. Для дифференцированного подхода к преподаванию важен учёт таких индивидуально-типологических особенностей, как:   

·        в естественно-научных классах -  умение работать с объектами живой природы, владение навыками аналитического мышления;

·        в гуманитарных классах - образное восприятие мира, умение сопереживать, яркие эмоции;

·        в физико-математических классах – логическое мышление, исследовательские навыки, аналитико-дедуктивные способности.

Логическая структура курса физики  может, как способствовать усвоению учебного материала, так и вызывать затруднения. Именно поэтому  для классов разного профиля логическая структура курса должна быть различна.                   

                       Глубина изучаемого материала.

                Классы разного уровня образования различаются глубиной изучаемого учебного материала.

                В профильных классах  (физико-математический) происходит увеличение объёма основ физики. При сохранении основополагающих законов (И.Ньютона, М.Планка, А.Энштейна)  и теории (теория молекулярно-кинетического строения вещества, теория строения атома и атомного ядра) включаются и современные научные достижения (современная физика элементарных частиц, лазерная техника). Ряд уроков позволяет обратить внимание на прикладные знания.  На уроках «Производство, передача и распределение электроэнергии», «Развитие средств связи» и др. можно освещать вопросы альтернативных источников энергии, о новых разработках в этой области, о стремительной модернизации мобильной и коммуникационной связи, а в темах уроков «Тепловые двигатели»- аспекты экологии и природоохранительные проблемы.

                В базовых классах  (гуманитарного направления) в связи с уменьшением учебного времени больше внимания уделять основополагающим понятиям без их детализации. Так,  в теме «Динамика» подробно изучаем законы Ньютона, а их применение к различным видам движения (по горизонтали; вертикально вверх и вниз; по наклонной плоскости; связанные тела) показываю в сравнении, лишь выделяя общие черты и специфические особенности, просто показывая у доски решения различных типов задач.

Межпредметные связи

                Ученики «естественники»  (профильный уровень) часто абстрагируются от текста физических задач,  обращаясь к его числовому или  буквенному выражению (не задумываясь, ищут нужную для решения задачи «готовую» формулу), поэтому необходимо учить их анализировать смысловое значение каждой задачи. Практически в любом случае  требую сделать рисунок или чертёж к задаче. Это стимулирует развитие знаний об общих принципах построения любой науки и позволяет найти знания.

   Поэтому в профильном классе устанавливаются прочные межпредметные связи с  математикой.

                В гуманитарных классах   особую значительность имеют межпредметные связи с рядом гуманитарных предметов. Огромна компетенция учащихся в области географии, особенно глобальной. (теория строения биосферы и её границ по Вернадскому; морские течения; приливы и отливы; экологические вопросы; глобальные проблемы человечества и т.д.). Среди других областей  знания, имеющих существенное значение для процесса обучения физики, я выделяю исторические и, в частности историко-научные знания. Это способствует повышению интереса учащихся базового уровня за счёт обращения к неизвестным фактам из изучаемых эпох, создаётся ситуация успешной самореализации личности за счёт возможности привлечь глубокие знания из другой области науки. (Открытие физических законов и этапы развития физики в контексте своей исторической эпохи.)

Объекты и задания для

практических исследований.

                Выбор объектов и заданий для практических исследований (практикумы; лабораторные работы; опыты; наблюдения) осуществляются с учётом интересов и склонностей учащихся различных профилей.

                Для учащихся гуманитарной направленности  и важен сам факт подтверждения физического закона или явления. Так, например, в лабораторной работе «Измерения показателя преломления стеклянной пластинки» предлагаю учащимся непосредственно измерить углы падения и преломления света и проверить справедливость закона преломления света.

                В профильном классе заставляю учащихся и даю им возможность самим подтвердить закон преломления света и ход выполнения этой же работы у них совсем иной. Такого рода вариативные подходы позволяют осуществлять процесс личностно-ориентированного обучения в разных профилях.

Организация учебного процесса.

                Способы действий с учебным материалом и формы организации учебного процесса весьма разнообразны. Их можно использовать во всех классах. Однако некоторые из них становятся наиболее востребованными в зависимости от профиля класса, являясь более результативными или способствующими  возрастанию интереса к физике.

                Учащиеся  классов базового уровня  успешно работают над составлением планов, тезисов, рефератов, сообщений, работая с научной справочной литературой (Составить  развёрнутый план параграфа; изложить теорию Н. Бора в виде основных тезисов; приготовить сообщение о достижениях современной оптики; написать реферат на тему «Научный поиск и его результат в жизни Э. Резерфорда»). Кроме того, среди других форм обучения применяю ролевые игры («Исторический спор о вечном двигателе»), урок-дискуссию («Меченые атомы: нужны ли ограничения?»), демонстрация (рисунки, фотографии результатов современных исследований в области науки и техники) .

                В классах профильного уровня  в большей степени применимы решения задач, построения графиков, составления схем, уроки-лекции, уроки-практикумы. Причём считаю, что в этих классах все теоретические положения необходимо подкреплять конкретными задачами.

                Таким образом, преподавание физики в классах разных профилей обучения имеет существенные отличия, которые связанны, прежде всего, с глубиной  рассмотрения и логикой изложения учебного материала.

Hosted by uCoz