Внедрение
двухуровнего обучения физике в условиях
многопрофильной гимназии.
В настоящее время в
практику работы общеобразовательных школ
на старшей ступени общего образования
активно внедряется разноуровневое
образование. Учебный материал
реализируется на 4-х уровнях:
- Непрофильный
уровень. Уровень
знаний учащихся соответствует минимуму,
определённому к знаниям и умениям учащихся
в стандарте среднего (полного) общего
образования. Учащиеся, пользующиеся
учебниками, рекомендованными
МО РФ для общеобразовательных школ.
- Базовый
уровень. Знания,
умения и навыки определяются также
минимумом содержания образования по
предметным областям. Обучение
осуществляется по программам и учебникам,
рекомендованными МО РФ для базового уровня.
- Профильный
уровень. Рассчитан
на то, что ученик освоит набор и «содержание
единиц», какой – то
предметной области, соответствующей
требованиям стандарта профильного уровня.
Учебный процесс осуществляется по
программам и
учебникам для профильного уровня
стандартов среднего (полного) общего
образования по предметам выбранного
профиля и для базового по остальным
предметам.
- Углубленный
уровень. Учебный
процесс осуществляется по программам
предназначенных для усиления
профилирующих предметов в параллелях и
осуществляется за счёт школьного
компонента учебных программ. Это позволяет
учащимся освоить учебный материал,
значительно превышающий требования
государственных стандартов и базового и
профильного уровней.
Изучение физики в нашей гимназии
осуществляется на двух уровнях (базовый и
профильный). Как показывает опыт, ряд
проблем в преподавании физики на
профильном и базовом уровне связан с
отсутствием нормальных учебников для
профильных классов и их сложностью для
восприятия на базовом уровне. Возникает
необходимость корректировки учебного
материала учителем и это особенно касается
гуманитарных классов, в которых на изучение
физике отведено всего два часа в неделю.
Опыт работы в гуманитарных классах
подсказывает, что эта коррекция
прослеживается следующей:
- программа
курса должна обеспечить выпускнику
гимназии достаточный объём физических
знаний и умений, необходимых современному
человеку;
- её следует облегчить, чтобы сделать
курс физики интересным, доступным и
привлекательным для учащихся (например «разгрузить»
механику от широкого использования
векторов, модулей и проекций физических
величин);
- некоторые разделы физики,
классической физики можно опустить, другие
излагать описательно, что позволит уделить
больше времени современной физике и везде,
где только можно, физическому эксперименту,
особенно демонстрационному;
- целесообразно сократить и стандарты,
которые необходимы учащимся обычных
общеобразовательных школ (так, например,
ученику – гуманитарию нет необходимости
уметь измерять ЭДС и внутреннее
сопротивление источника тока; измерять
длину световой волны, вычислять красную
границу фотоэффекта и др. ). Следовательно,
тематику и содержание лабораторных работ
необходимо пересмотреть;
- программе курса физики желательно
придать гуманитарную направленность,
подробнее излагать вопросы развития физики,
включать сведения о её творцах (в частности,
об их гуманизме и мужестве при защите своих
идей), объективнее отражать приоритет
открытый, информировать о международном
сотрудничестве физиков и т.д.
Перечень тем курса физики сходен для
классов разных профилей, но их содержание
наполнение и порядок изучения различны. Для
дифференцированного подхода к
преподаванию важен учёт таких
индивидуально-типологических особенностей,
как:
·
в естественно-научных классах -
умение работать с объектами живой
природы, владение навыками аналитического
мышления;
·
в гуманитарных классах - образное
восприятие мира, умение сопереживать, яркие
эмоции;
·
в физико-математических классах –
логическое мышление, исследовательские
навыки, аналитико-дедуктивные способности.
Логическая
структура курса физики может,
как способствовать усвоению учебного
материала, так и вызывать затруднения.
Именно поэтому для
классов разного профиля логическая
структура курса должна быть различна.
Глубина изучаемого материала.
Классы разного уровня образования
различаются глубиной изучаемого учебного
материала.
В профильных
классах (физико-математический)
происходит увеличение объёма основ физики.
При сохранении основополагающих законов (И.Ньютона,
М.Планка, А.Энштейна) и
теории (теория молекулярно-кинетического
строения вещества, теория строения атома и
атомного ядра) включаются и современные
научные достижения (современная физика
элементарных частиц, лазерная техника). Ряд
уроков позволяет обратить внимание на
прикладные знания. На
уроках «Производство, передача и
распределение электроэнергии», «Развитие
средств связи» и др. можно освещать вопросы
альтернативных источников энергии, о новых
разработках в этой области, о стремительной
модернизации мобильной и коммуникационной
связи, а в темах уроков «Тепловые двигатели»-
аспекты экологии и природоохранительные
проблемы.
В базовых классах
(гуманитарного
направления) в связи с уменьшением учебного
времени больше внимания уделять
основополагающим понятиям без их
детализации. Так, в
теме «Динамика» подробно изучаем законы
Ньютона, а их применение к различным видам
движения (по горизонтали; вертикально вверх
и вниз; по наклонной плоскости; связанные
тела) показываю в сравнении, лишь выделяя
общие черты и специфические особенности,
просто показывая у доски решения различных
типов задач.
Межпредметные
связи
Ученики «естественники»
(профильный уровень) часто
абстрагируются от текста физических задач, обращаясь
к его числовому или буквенному
выражению (не задумываясь, ищут нужную для
решения задачи «готовую» формулу), поэтому
необходимо учить их анализировать
смысловое значение каждой задачи.
Практически в любом случае
требую сделать рисунок или чертёж к
задаче. Это стимулирует развитие знаний об
общих принципах построения любой науки и
позволяет найти знания.
В гуманитарных
классах особую
значительность имеют межпредметные связи с
рядом гуманитарных предметов. Огромна
компетенция учащихся в области географии,
особенно глобальной. (теория строения
биосферы и её границ по Вернадскому;
морские течения; приливы и отливы;
экологические вопросы; глобальные проблемы
человечества и т.д.). Среди других областей
знания, имеющих существенное значение
для процесса обучения физики, я выделяю
исторические и, в частности историко-научные
знания. Это способствует повышению
интереса учащихся базового уровня за счёт
обращения к неизвестным фактам из
изучаемых эпох, создаётся ситуация
успешной самореализации личности за счёт
возможности привлечь глубокие знания из
другой области науки. (Открытие физических
законов и этапы развития физики в контексте
своей исторической эпохи.)
Объекты
и задания для
практических
исследований.
Выбор объектов и заданий для
практических исследований (практикумы;
лабораторные работы; опыты; наблюдения)
осуществляются с учётом интересов и
склонностей учащихся различных профилей.
Для учащихся
гуманитарной направленности
и важен сам факт подтверждения
физического закона или явления. Так,
например, в лабораторной работе «Измерения
показателя преломления стеклянной
пластинки» предлагаю учащимся
непосредственно измерить углы падения и
преломления света и проверить
справедливость закона преломления света.
В профильном
классе заставляю учащихся и даю им
возможность самим подтвердить закон
преломления света и ход выполнения этой же
работы у них совсем иной. Такого рода
вариативные подходы позволяют
осуществлять процесс личностно-ориентированного
обучения в разных профилях.
Организация
учебного процесса.
Способы действий с учебным материалом и
формы организации учебного процесса весьма
разнообразны. Их можно использовать во всех
классах. Однако некоторые из них становятся
наиболее востребованными в зависимости от
профиля класса, являясь более
результативными или способствующими
возрастанию интереса к физике.
Учащиеся классов
базового уровня успешно
работают над составлением планов, тезисов,
рефератов, сообщений, работая с научной
справочной литературой (Составить
развёрнутый план параграфа; изложить
теорию Н. Бора в виде основных тезисов;
приготовить сообщение о достижениях
современной оптики; написать реферат на
тему «Научный поиск и его результат в жизни
Э. Резерфорда»). Кроме того, среди других
форм обучения применяю ролевые игры («Исторический
спор о вечном двигателе»), урок-дискуссию («Меченые
атомы: нужны ли ограничения?»), демонстрация
(рисунки, фотографии результатов
современных исследований в области науки и
техники) .
В классах
профильного уровня в
большей степени применимы решения задач,
построения графиков, составления схем,
уроки-лекции, уроки-практикумы. Причём
считаю, что в этих классах все
теоретические положения необходимо
подкреплять конкретными задачами.
Таким образом, преподавание физики в
классах разных профилей обучения имеет
существенные отличия, которые связанны,
прежде всего, с глубиной
рассмотрения и логикой изложения
учебного материала.