А.М. Журавлев
КБР г. Майский Гимназия №1
Сопоставление
обозначенной в школьных программах по физике
тематики фронтальных
лабораторных работ за разные годы (те годы, когда появлялись
существенно измененные или
модернизированные программы)
позволяет сделать следующие выводы.
1.
Тематика лабораторных работ по физике
в VII—IX
классах сориентирована в
основном на решение таких
задач:
проведение опытной
проверки (подтверждение
справедливости) изучаемых
законов, овладение методами измерения
физических величин, изучение
связи между физическими величинам
и установление закономерностей между
явлениями, формирование и
развитие умений пользоваться измерительными
приборами.
Содержание
лабораторных работ корректировалось
по мере появления в торговой
сети новых лабораторных приборов(прежде
всего измерительных).
Программы по физике оставляли неизменными (не по названию, а по сути)
те лабораторные работы, выполнение
которых было связано с использованием
измерительных
приборов.
Уменьшение учебного времени, отводимого
на преподавание физики, вело к сокращению
числа лабораторных работ в VII-IX
классах.
Многоцелевые задачи, возлагаемые на
лабораторные занятия, и одновременно малый лимит времени для осуществления этого привели к жесткой
регламентации методики
выполнения работ. Инструкции для учащихся к лабораторным
работам, как правило,
построены так: название работы, список
необходимого оборудования, исчерпывающая
последовательность выполняемых
операций, формулы для расчета физических
величин, таблица для занесения результатов
измерений и расчетов.
Многолетняя
практика преподавания автора
показывает, что иногда учащиеся, слепо
следуя за инструкцией, могут благополучно
дойти до конца работы и оформить отчет,
но так и не осознать, почему и что они
делали.
Конструктивно
лабораторное оборудование обновляется медленно. В
кабинетах физики оно морально и физически
устаревает, особенно это относится к
измерительным приборам. Например, в
лабораторной практике десятки лет
применяются гальванометр,
амперметр и вольтметр постоянного тока. Если 20—30 лет назад их
использование
соответствовало эпохе технического прогресса, то в настоящее время эти
электроизмерительные
приборы практически нигде,
кроме кабинета физики, не встречаются.
Даже если предположить, что все
лабораторные работы,
описания которых приведены
в школьных учебниках по физике, строго
выполняются, то и тогда лабораторный
эксперимент в VII—IX
классах не решает всех проблем,
обозначенных в проекте
стандарта физического образования. В этом документе в разделе «Требования
к уровню подготовки выпускников основной школы» названы, в частности,
такие компоненты
экспериментального метода научного познания: собирать
экспериментальные
установки и проводить наблюдения изучаемых явлений, измерять
физические величины,
представлять результаты измерений в виде
таблиц, графиков, объяснять результаты
наблюдений и экспериментов, выявлять эмпирические
закономерности, применять
полученные в опыте результаты для предсказания значения величин,
характеризующих ход
физических явлений.
Требования стандарта
рассчитаны на формирование
творческой личности, в то время как
повседневная практика ориентирована
на строгие предписания при выполнении лабораторных работ
независимо от класса или года обучения.
Такая практика
формирует ученика-исполнителя, а не ученика-исследователя.
Проблемы
во многом могут быть решены за счет обновления
лабораторной техники, позволяющей расширить тематику,
а значит,
и усовершенствовать методику проведения
лабораторных работ.
Педагогический
опыт автора свидетельствует, что
использование в лабораторных работах,
например, цифрового мультиметра М 838 (рис. 1)
значительно сокращает время
их выполнения, повышает качество отчетов и
коренным образом изменяет отношение учащихся к учебному
оборудованию. Покажем
на конкретных примерах, какие новые лабораторные
фронтальные работы и как можно поставить, используя
цифровой
мультиметр.
Установление
теплового равновесия. Такой процесс
происходит в природе
постоянно. Его необходимо соблюдать и при
измерении температуры среды или тела человека. Для
экспериментального
исследования этого процесса берут калориметр,
мензурку (или емкость-мерку для отмеривания равных объемов
воды) и мультиметр
М 838 (в качестве термометра). Наливают во внешний
сосуд калориметра 50 или 100 г холодной воды, а во
внутренний
— столько же горячей. Вставляют внутренний сосуд
калориметра во внешний. Ежеминутно измеряют
температуру воды в обоих
сосудах (при наличии одного мультиметра
термопару помещают в сосуд поочередно).
Полученные результаты заносят в табл. I.
Таблица I
t, мин |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
t°C холодной
воды |
16 |
22 |
29 |
29 |
29 |
28 |
t°C горячей
воды |
40 |
32 |
30 |
30 |
29 |
28 |
По
данным таблицы строят графики зависимости
нагревания (охлаждения) воды от времени, на которых
выделяют временной интервал теплового
равновесия воды в сосудах калориметра.
Далее объясняют причину
понижения температуры системы «воздух —
калориметр».
![]() |
Метод
определения относительной влажности с помощью мультиметра
заключается в
следующем. Подключают к гнездам мультиметра
штепсели термопары (черный — к гнезду «СОМ», красный
— к гнезду «VΩмА»). Переключатель
режимов работы устанавливают в положение «ТЕМП,
°С». На дисплее
мультиметра появляются показания термометра,
соответствующие температуре воздуха в помещении.
Учащиеся прикасаются
термопарой к смоченной ватке (или закрывают
ее полоской влажной фильтровальной
бумаги), записывают показания «сухого»
и «влажного» термометров.
В
нашем опыте показания первого термометра были
равны 24°С, второго — 210С. Разность температур
составила 3°С, а относительная влажность в помещении
кабинета
- 77%.
Затем
мы обычно предлагаем учащимся измерить влажность
воздуха на улице, на различных этажах школьного
здания, в спортзале
или в школьной столовой.
Измерение
напряжения. Определяется напряжение на
зажимах лабораторного
выпрямителя ВУ-4. Подключают черный провод мультиметра
к гнезду «СОМ», красный
— к «VΩмА». Устанавливают
переключатель функции в положение
«20» сектора «DCУ».
Штеккеры мультиметра, соблюдая полярность,
подключают к
зажимам выпрямителя. Снимают с дисплея показания
прибора и получают
такой результат: для пределов измерения «20 В»,
«200 В» и «1000 В» показания прибора будут
соответственно 4,15
В (последняя цифра все время меняется),
04,1 В (постоянное) и 004 В (постоянное).
Делают
вывод: точность измерения зависит от выбора
предела измерения, она наибольшая при низком пределе
измерения.
Если
перепутана полярность подключения прибора к
зажимам выпрямителя, то показания прибора («число»)
остаются неизменными, но перед цифрами
появляется знак минус.
Измерение
силы тока. К намотке лабораторного реостата
прикладывают линейку
с миллиметровыми делениями. Против делений 10, 20,
30, 40, 50, 60, 70 на намотке (проволоке)
корректирующей жидкостью (белилами)
наносят белые штрихи.
Подключают
реостат к зажимам выпрямителя ВУ-4 через
амперметр (рис. 2).
Для
превращения мультиметра в амперметр
подсоединяют черный провод к гнезду «СОМ»,
а красный — к «10 ADC». Переключатель функции
ставят в положение
«10
А».
Вначале
опыта реостат введен полностью, а затем ползунок устанавливают против
меток (белых штрихов) и снимают показания амперметра. В одном из опытов мы получили данные,
представленные в табл.
II.
Таблица II
Номер
метки |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Сила тока,
А |
0,58 |
0,64 |
0,75 |
0,86 |
1,06 |
1,42 |
2,04 |
3,64 |
По
данным таблицы можно построить график зависимости силы тока от
длины намотки.
Измерение
электрического сопротивления. Изучают зависимость сопротивления от длины намотки
реостата. Реостат берут тот же, что и в предыдущем
опыте. Мультиметр превращают в омметр. Черный
и красный провода соединяют соответственно
с гнездами «СОМ» и «VΩмА». Переключатель
функции переводят в положение «200» сектора «Ω»,
свободные концы закорачивают
(на дисплее прибора показания «00.6»).
Подключают штеккеры мультиметра
к зажимам реостата. Перемещают ползунок от нулевого
штриха к последнему, записывают показания омметра, из которых
вычитают нулевые показания. В итоге получают
табл. III.
Таблица III
Метка
на реостате |
Сопротивление
включенной |
|
части
реостата, Ом |
0 |
00.6 -
00.6 = 0 |
1 |
01.4-00.6
= 0,8 |
2 |
02.1
-00.6= 1,5 |
3 |
02.9 -
00.6 = 2,3 |
4 |
03.7-00.6
= 3,1 |
5 |
04.4 -
00.6 = 3,8 |
6 |
05.1
-00.6 = 4,5 |
7 |
05.8 -
00.6 = 5,2 |
По
результатам таблицы строят график. При этом по
горизонтальной оси ставят метки,
соответствующие длине проводника в
условных единицах, а на вертикальной —
значения сопротивления. Получают график зависимости
сопротивления проводника от его
длины.
Измерение
сопротивления при последовательном соединении
проводников. Мультиметр переводят
в режим работы омметра. Для этого
черный и красный провода подключают
к гнездам «СОМ» и «VΩмА». Переключатель
функции устанавливают либо в положение «200»
сектора «Ω» (если пользуются
стандартными проволочными резисторами на 2 и 4 Ом), либо на
более высокие пределы
измерения (при использовании радиорезисторов).
Перед измерением
сопротивления отдельных
резисторов свободные концы штекке-ров закорачивают, на дисплее
появляется число,
соответствующее внутреннему сопротивлению
омметра (это также зависит от
состояния источника тока — батарейки типа
«Крона», — находящегося внутри мультиметра).
В нашем случае это число было
равно «0,5».
Далее
свободные концы штеккеров присоединяют к зажимам резистора R1
(рис.
3). На
дисплее появляется число «2,5». Выясняют истинное значение
сопротивления
этого проволочного резистора. Получают
R1
= 2 Ом (2,5 - 0,5 = 2).
Затем
аналогичным образом измеряют сопротивление резистора R2.
Получают
R2 = 4 Ом. Соединяют оба
резистора последовательно и измеряют их
общее сопротивление R.
Оно
равно 6 Ом.
Таким
образом, в отличие от укоренившейся
школьной практики, предполагающей
при измерении сопротивлений резистора сборку электрической цепи,
измерение силы
тока и напряжения, а затем вычисление
по закону Ома сопротивления проводника,
мы предлагаем прямое измерение
сопротивления, как это и принято в повседневной
жизненной практике.
Измерение
сопротивления цепи
при параллельном соединении
проводников. Как и в предыдущем
опыте, мультиметр переводят в режим работы
омметра. Аналогичным образом измеряют
сопротивления отдельных проволочных
резисторов или радиорезисторов. Соединяют
эти резисторы параллельно и омметром
измеряют сопротивление цепи.
При
осуществлении названных выше процедур мы получили такие результаты: R1 = 2 Ом, R2
= 4
Ом, сопротивление цепи при параллельном соединении этих резисторов R = 1,3 Ом.
Измерение
температуры проводников,
включенных в электрическую
цепь, при последовательном
и параллельном соединениях.
Мультиметр переводят в режим
термометра. Вначале собирают электрическую
цепь по схеме, показанной на рис.
4. (Сопротивления проволочных резисторов
R1
и R2 соответственно 2 и 4 Ом.)
Прикасаются
термопарой к спирали резистора
R1
и через минуту снимают показания
термометра. Затем то же делают по отношению
к резистору R2. Сравнивают оба показания и приходят к выводу, что
при последовательном
соединении проводников резистор с большим
сопротивлением выделяет
большее количество теплоты. (Именно поэтому электронагревательные
приборы — лампочка,
утюг, электроплитка — выделяют большее количество теплоты,
чем соединительные
провода.)
Собирают
электрическую цепь по схеме, представленной на рис. 5.
Прикасаются термопарой
вначале к спирали резистора R2,
а затем к
спирали резистора R1.
Записав в обоих
случаях показания прибора, сравнивают
их и приходят к выводу, что спираль с
малым сопротивлением нагревается до более
высокой температуры.
Измерение
коэффициента трансформации. Используя трансформатор лабораторного выпрямителя ВУ-4, определяют его коэффициент трансформации. Перед опытом учитель, сняв крышку с выпрямителя, показывает учащимся, что внутри корпуса прибора размещен понижающий трансформатор и два диода на колодке. Задача — определить коэффициент трансформации. Для этого надо знать напряжения на первичной и вторичной
катушках трансформатора модернизированного выпрямителя (рис. 6). Такая модернизация необходима для постановки опытов с переменным
током.
Рис. 6.
Переводят
мультиметр в режим вольтметра переменного тока (т.е.
ставят переключатель функции в положение «200»
сектора «АСУ»),
вставляют свободные штеккеры прибора в ту розетку,
куда включается выпрямитель, и записывают
показания прибора:
U1
= 34,8 В (последняя цифра постоянно
изменяется). Затем этим же вольтметром измеряют напряжение на
выходных зажимах
(переменный ток) и снова записывают
показания прибора: U2
= 04,7 В (последняя цифра
постоянно меняется). Далее определяют
коэффициент трансформации k
= U1 / U2, k
≈ 7,4.
Если
сообщить учащимся, что первичная обмотка
трансформатора содержит 720 витков, то, пользуясь
коэффициентом трансформации,
они определяют число витков во вторичной
обмотке трансформатора.
Определение
сопротивления термистора. Переводят
мультиметр в режим
термометра и фиксируют температуру среды (воздуха
и окружающих предметов). Используя
проволочный резистор (сопротивлением 4 Ом),
подключают его к зажимам выпрямителя (рис. 7), подносят
к проволоке
резистора термопару и измеряют температуру
последнего. Повторяют опыт, используя
другой резистор (сопротивлением 2 Ом).
Переводят
мультиметр в режим работы омметра, для чего
переключатель функции устанавливают
в положение «2000» сектора «Ω», закорачивают
свободные штеккеры — на дисплее появляется цифра «0».
Присоединяют
термистор (в нашем случае ММТ-4) к свободным
концам штеккеров.
Измерения
показали, что сопротивление термистора такое:
1084 Ом при
температуре окружающей среды 20°С,
700 Ом при
температуре резистора (4 Ом) 40° С,
550 Ом при
температуре резистора (2 Ом) 50°С.
Полученные
результаты позволяют в первом приближении
построить график зависимости
сопротивления термистора от температуры.
Измерение
проводимости полупроводникового диода.
Условное
изображение диода в виде стрелки (рис. 8)
указывает на его одностороннюю проводимость.
Для
проверки исправности диода пользуются мультиметром,
переведенным в
режим пробника. Для этого подключают черный провод
к гнезду «СОМ», красный — к гнезду «VΩмА». Далее к свободным
штек-керам,
оснащенным зажимами «крокодил», подключают
полупроводниковый диод: красный провод
соединяют с анодом диода, черный — с катодом. В этом
режиме внутри
прибора возникнет электрическая цепь,
состоящая из внутреннего источника
питания, зуммера, милливольтметра и диода. Если диод
исправный и подключен правильно, зуммер зазвенит, а на
дисплее прибора
появится значение напряжения (в мВ) на внешней
цепи. В этом случае при смене полярности
подключения диода на противоположную
сопротивление окажется более 1 кОм и
звукового сигнала не будет