Проект "Наш вызов нарковызову"
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
1.
Дальнейшая
перестройка учебного процесса, усиление
гуманитарной направленности всех учебных
дисциплин: включение в традиционные
предметы человеческого материала,
помогающего детям понять себя, мотивы
своего поведения, отношения к окружающим,
проектировать свою жизнь.
2.
Изменение форм и методов учебной работы:
преодоление пассивности детей через
дидактические и ролевые игры, разнообразие
форм обучения, раскрепощение личности
ребенка в учебном процессе, создание
условий для получения знаний и умений сверх
школьных программ.
3.
Ориентация детей на вечные абсолютные
ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд,
Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они
охватывают основные аспекты
жизнедеятельности и развития личности и
образуют основу воспитания.
4.
Формирование у учащихся чувства
патриотизма, сознания активного гражданина,
обладающего политической культурой,
критическим мышлением, способностью
самостоятельно сделать выбор в любой
ситуацию
5.
Эстетизация гимназии, его окружения,
всей жизни – это суть гуманизации
воспитания. Создание условий, в которых у
всех детей была бы возможность выразить
себя в художественной деятельности – театр,
рисование, пение, танец, прикладное
искусство, музыка и др.
6.
Развитие клубной и досуговой
деятельности – особой сферы жизни учащихся.
7.
Развитие игровых видов деятельности,
открывающих большие возможности для
самопознания детей.
8.
Воспитание детей в духе свободы,
личного достоинства и демократии. С этой
целью способствовать дальнейшему развитию
школьного самоуправления, различных клубов
по интересам.
9.
Приобщение детей к культуре предков,
возрождение народных традиций,
формирование и укрепление лучших школьных
традиций.
10.
Укрепление сотрудничества детей и
взрослых. Только в результате достижения
духовной общности воспитателя и
воспитанника осуществляется воспитание –
передача новым поколениям ценностей,
накопленных человечеством.
11.
Превращение воспитательной системы
гимназии в непрерывный инновационный
процесс: освоение передовых технологий
воспитания.
12.
Создание условий для повышения
квалификации учителя и воспитателя, его
профессионального роста, так как ведущая
роль в воспитании принадлежит педагогу –
широко образованному, гуманисту-интеллигенту,
настоящему профессионалу.
Результатом воспитательной деятельности гимназии является:
Воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.
Решению
поставленных целей и задач призвана
способствовать деятельность в следующих
направлениях:
I
СТУПЕНЬ
1-4
классы
«Развитие
нравственно-этических и
волевых
навыков»
Цель:
Развитие личности
ребенка, воспитание его чувств,
совершенствование интеллекта,
социализация ребенка.
Задачи:
-
Особое внимание – развитие интеллекта
-
Укрепление здоровья детей.
-
Освоение правил общественной жизни,
воспитание доверительного, доброго
отношения к окружающему миру.
-
Оказание помощи в становлении
самостоятельности и независимости, помочь
каждому ребенку открыть в себе самом свой
уникальный мир, освоиться в нем.
-
Формирование гуманного отношения к
жизни, природе, формирование
первоначальных трудовых навыков.
-
Развитие
эмоциональной сферы, общительности,
формирование навыков общей культуры,
приобщение к народной культуре.
II
СТУПЕНЬ
5-7
классы
«Формирование
основ саморегуляции поведения»
Цель:
Создание условий
для формирования духовно-развитой,
творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, на
самостоятельную выработку идей на уровне
достижений культуры, умеющей
ориентироваться в современных
социокультурных условиях.
Задачи:
-
Оказание помощи ребенку в преодолении
трудностей в различных видах деятельности,
формирование самостоятельности.
-
Развитие интеллекта средствами
внеклассной деятельности.
-
Формирование потребности в творческой
деятельности.
-
Развитие художественно-эстетических
способностей.
-
Воспитание общительности, своей
общности с коллективом, духа товарищества и
сотрудничества, желания оказывать помощь
друг другу.
-
Способствовать созданию у детей ярких
эмоциональных представлений о нашей родине,
об окружающем мире и приобщению к
национальным традициям.
-
Формирование жизненно важных трудовых
навыков и нравственных представлений:
формирование у детей таких ценных качеств и
привычек поведения, как стремление
говорить правду, поступать по
справедливости, стремление быть смелым,
организованным, исполнительным,
уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству,
грубости, лжи.
-
Воспитание любви к чтению, развитие
любознательности, любви к природе,
здоровому образу жизни.
III
СТУПЕНЬ
8-
9 классы
«
Развитие самооценки и самоконтроля в
соответствии с требованиями социума»
Цель:
Создание максимально благоприятных
условий для раскрытия и развития
способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
-
Оказание помощи в преодолении
трудностей подросткового периода,
требующего особого педагогического
внимания и поддержки.
-
Оказание помощи подросткам в
расширении круга интересов и
ответственности за конечные результаты
любой деятельности.
-
Создание условий для развития
творческих и интеллектуальных
способностей детей.
-
Создание условий для поддержания
стабильного здоровья учащихся.
-
Формирование самостоятельности
учащихся, расширение возможностей для
развития трудовых, художественно-эстетических
умений и навыков.
-
Дальнейшее развитие национального
самосознания на основе расширения
краеведческой, художественно-эстетической
деятельности.
IV
СТУПЕНЬ
10-11
классы
«
Формирование гражданского
самосознания
и нравственно-правовой
компетенции»
Цель:
Воспитание
духовно богатой, свободной, физически
здоровой, творчески мыслящей личности,
обладающей прочными базовыми знаниями за
курс средней школы и глубокими знаниями по
профильным дисциплинам, личности,
ориентированной на высокие нравственные
ценности, способной в последующем на
участие в духовном и культурном развитии
общества.
Задачи:
-
Обеспечение высокого уровня общего
интеллектуального развития личности
учащихся.
-
Создание необходимых условий для
завершения базовой общеобразовательной
подготовки, необходимой для:
профессиональной
дальнейшей учебы;
выполнения
гражданских обязанностей;
успешной
жизни и деятельности в условиях перехода к
рынку.
-
Оказание психолого-педагогической
помощи старшеклассникам в формировании
самостоятельности, самоорганизации и
самоопределения.
-
Дальнейшее физическое развитие
личности.
-
Дальнейшее развитие национального
самосознания, формирования нравственных и
гражданских качеств на основе
разнообразной творческой деятельности.
ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Современное
общество требует от школы воспитания и
развития свободного, талантливого,
физически здорового, обогащенного научными
знаниями, подрастающего поколения,
готового к созидательной трудовой
деятельности и нравственному поведению.
Именно поэтому на месте разрушенного почти
до основания пионерского движения в
учебных заведениях возникло
большое количество новых организаций,
объединений, союзов. Сплочению детского
коллектива, воспитанию активной жизненной
позиции в современной школе призвана
служить система ученического
самоуправления. Такая система
отрабатывалась в МОУ «Гимназия №1 г.
Майского» на протяжении последних пяти лет
и привела к созданию Школьной Республики.
Развитие
самоуправления является актуальной
социально-педагогической задачей.
Самоуправление – непременный признак
коллектива. Чем совершеннее самоуправление,
тем совершеннее коллектив. Только
ученическое самоуправление может дать
ученику самостоятельное правильное
поведение, сформировать негативное
отношение к таким отрицательным явлениям,
как безнравственность, безответственность,
неправильный образ жизни.
Участие школьников в управлении делами
гимназии рассматривается, прежде всего, как
способ обучения детей демократии,
подготовки их к жизни в демократическом
обществе.
Целью
ученического самоуправления
является формирование высоконравственной,
творческой, активной личности на основе
приобщения к ценностям общечеловеческой
национальной культуры и содружества
учителей и учеников разных возрастов.
Перед ученическим самоуправлением
гимназии стоят следующие задачи:
1.
Создание системы самоуправления как
воспитывающей среды школы, обеспечивающей
социализацию каждого ребенка.
2.
Организация групповой коллективной и
индивидуальной деятельности, вовлекающей
школьников в общественные отношения.
3.
Развитие и упрочнение ученического
самоуправления как основы для
межвозрастного общения, социальной
адаптации, творческого развития каждого
ученика.
Принципы
построения и развития самоуправления:
1.
Выборность органов классного и
школьного самоуправления.
2.
Педагогическое руководство. Оно
обеспечивает развитие школьного
ученического самоуправления. Ученическое
самоуправление возможно лишь при
правильном отношении учителей к этому
самоуправлению. Позиция педагога
определяет характер руководства, поэтому
оно не должно носить бюрократический,
авторитарный или либеральный характер.
3.
Разделение полномочий органов
самоуправления гимназии и их тесное
взаимодействие.
4.
Широкая гласность и открытость в
деятельности органов ученического
самоуправления.
5.
Свобода критики и обмена мнениями по
любым вопросам школьной жизни,
деятельности органов ученического
самоуправления.
6.
Систематическая сменяемость членов
самоуправления, обновляемость видов
деятельности.
7.
Гуманность к каждому отдельному
человеку, приоритетов интересов учащихся.
Ученическое
самоуправление в гимназии имеет глубокий
смысл, потому что дети в реальных ситуациях
учатся не только жить в согласии и радости,
но и получают первый опыт самоорганизации.
Структура школьного ученического самоуправления.
![]() |
Содержание деятельности органов ученического самоуправления.
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, предусмотренных Конституцией Школьной Республики. Эта деятельность осуществляется под руководством семи комитетов Правительства Школьной Республики:
·
Основная
задача каждого гимназиста – получение
образования, поэтому в детской организации
создан комитет по образованию,
анализирующий успеваемость классов,
участие гимназистов в предметных
олимпиадах и научно-исследовательских
конференциях разного уровня. Итоги такой
работы подводятся в конце учебного года,
когда выявляется победитель общешкольного
конкурса «Класс года». Комитетом
неоднократно проводятся интеллектуальные
игры, викторины, предметные турниры,
интеллект-шоу и т.д.
·
Пропаганда
здорового образа жизни, активного отдыха,
спортивные достижения гимназии – все это
работа комитета по здравоохранению. Уже
никого в школе ни
удивляет, что спортивные соревнования
среди учащихся младших классов и среднего
звена организовывают и проводят
старшеклассники. В течение двух лет,
весной проводятся дружеские встречи
команды выпускников гимназии и
старшеклассников, которые стали уже доброй
традицией. А еще благодаря работе этого
комитета гимназия уже несколько лет подряд
является лидером районной спартакиады.
·
Комитет по
культуре. Одним
из критериев работы ученического
самоуправления является проведение
коллективных творческих дел, которые
проявляются в планировании деятельности
совета дела, организации этой деятельности,
анализе своей работы и подведении итогов
сделанного. Успешности проведения КТД
способствует единство интересов и действий
администрации, учителей, учащихся гимназии.
Поэтому многие гимназические праздники,
спланированные и проведенные по методике
КТД, стали традиционными: «День гимназиста»,
акция «Мы против наркотиков», «Посвящение в
старшеклассники», «Новогодние
представления» и многие другие.
Активно
и плодотворно работает направление «Эстетика
и творчество». Ежегодно они организовывают
конкурсы стенгазет, рисунков и поделок ко
всем школьным мероприятиям.
·
Комитет по
информации и печати.
Большое значение мы придаем информированию
учащихся гимназии о работе органов
самоуправления. Основная деятельность
нашей детской организации отражается на
стендах в холлах гимназии. В еженедельнике
«Колючка» дежурный класс дает информацию о
нарушениях. «С карандашом по гимназии» - так
называется стенд, где содержится вся
информация о событиях гимназии за неделю; «Рейтинг
активности» - показывает результаты
деятельности классных коллективов в
течение учебного года. Это работа комитета
по информации и печати, который тесно
сотрудничает с кружком дополнительного
образования «Юный журналист». Результатом
этого сотрудничества стал периодический (один
раз в две недели) выпуск газеты «Гимназия-Плюс».
·
Комитет по
благоустройству и охране окружающей среды.
Трудовое воспитание учащихся всегда имело
достойное место в воспитательной работе
гимназии. Реализуя программу «Благоустройство»,
члены нашей организации принимают активное
участие во всех районных и городских
субботниках, проводят мероприятия по
благоустройству территории школьного
двора, ежеквартально проводят рейды по
санитарному состоянию кабинетов, ухаживают
за захоронениями учителей нашей школы,
ветеранов великой Отечественной войны.
·
Комитет по
связям с общественностью.
Второй год в детской организации нашей
школы активно работает комитет «Вожатский
отряд», организуя работу с учащимися 1-7
классов. Вожатыми проводятся многие
внутришкольные мероприятия:
«Алло, мы ищем таланты…», «Хит-парад», «Экологическая
викторина», конкурс рисунков на асфальте и
многие другие. Это позволяет старшим
школьникам почувствовать ответственность
не только за себя, но и за младшее поколение.
В
ходе реализации программы «Детский орден
милосердия» гимназисты часто
посещают с концертами и театральными
постановками дом пожилого человека,
общество инвалидов, интернат, детские
сады. Уже стала традицией новогодняя
акция милосердия, в течение которой
проводится сбор средств на приобретение
новогодних подарков детям из
малообеспеченных семей и детям-сиротам.
По-прежнему
актуальной остается тема патриотизма.
Исследовательские работы по изучению
родного края, встречи с интересными людьми
города, района, республики, забота о
ветеранах великой Отечественной войны,
формирование гражданского самосознания –
этой и многой другой работой занимается
клуб «Движение юных патриотов».
·
Работа этого
комитета в первую очередь направлена на
поддержание порядка в гимназии как на
уроках, так и во внеурочное время. К
сожалению, вопрос о школьной форме и
сменной обуви решен не до конца, некоторые
гимназисты еще подвержены табакокурению,
бывают случаи конфликтов учащихся в стенах
школы, опоздания на уроки, пропуски учебных
занятий – всеми этими проблемами
занимается комитет по охране
правопорядка в тесном сотрудничестве с
социальным педагогом и кабинетов
воспитательной работы.
Подобная система ученического самоуправления введена в классных коллективах гимназии.