на уровень вверх

 Проект "Наш ответ нарковызову"

Принят на заседании

Совета гимназии

Протокол №1 от 15.09.2006 г.

ВВЕДЕНИЕ  

Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не перестанем верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми  и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.

 Назначение проекта:

Создание общешкольного ученического волонтерского движения  по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ.

 Сроки реализации проекта:

2006-2007 учебный год.

 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

                  Система профилактической деятельности в настоящее время находится в стадии становления. Внедрение профилактических программ и проектов в молодежной среде в основном инициируется заинтересованными структурами здравоохранения и образовательными учреждениями. Однако системный подход в отборе качественных программ, их внедрении и оценки эффективности в должной мере не осуществляется. Именно поэтому система профилактической деятельности, несмотря на все усилия и затраты, продолжает оставаться наиболее уязвимым местом (уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1991 по 2005 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимально значения – 124 больных на 100 000  подросткового населения). Продолжающееся потребление наркотических средств в подростковой среде сопровождается крайне отрицательными последствиями: полной биологической, генетической и социальной деградацией личности. Масштабы и темпы  приобщения подростков и  молодежи к потреблению наркотических средств сегодня все еще таковы, что это угрожает национальной безопасности страны.

         Эти обстоятельства определяют актуальность создания и реализации проектов, направленных на осознание опасности наркотических веществ  и формирование валеологической компетентности в молодежной среде.

         Особое место среди данных проектов занимают проекты, созданные детскими организациями и направленные на  широкое информирование молодежи о  вреде наркотиков через межличностную коммуникацию в, так называемых, «тусовках» с целью внедрения данной установки в  массовую молодежную субкультуру. Именно эту задачу призван решать наш проект.  

          ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Создавая проект, мы учитывали следующие данные социологических  и психологических исследований:

·        формирование  жизненных навыков происходит преимущественно в референтном окружении детей, у подростков и юношей – в группах сверстников;

·        подростки не достаточно осведомлены о вреде  наркотиков и психоактивных средств;

·        в среде подростков бытует мнение, что «можно попробовать наркотик один раз и ничего страшного не случится»;

·        у большинства подростков не сформирована стойкая негативная социальная установка по отношению к распространению наркотиков;

·        не осознаются  механизмы социального влияния наркотиков на общество. Иногда  риск употребления наркотиков является для подростков дополнительным механизмом манипулирования родительского  поведения;

·        как правило, попадают под влияние распространителей наркотиков подростки с определенными личностными проблемами: с повышенным уровнем тревожности, агрессивные, испытывающие разнообразные страхи, мнительные, инфантильные, с ригидным мышлением, неуспешные и с низкой самооценкой.

Учитывая перечисленные факторы, в ходе разработки проекта особое внимание уделялось социальному аспекту работы с подростками:

·        формирование моральных и нравственных ценностей;

·        стимуляция установок на здоровый образ жизни;

·        формирование отрицательного отношения к употреблению психоактивных и наркотических веществ;

·        установление связей с общественностью и СМИ с целью формирования общественного мнения.

Условия для закрепления коммуникативных навыков, совершенствования диалога создает психологическая часть проекта, которая направлена на  формирование следующих навыков:

·        командного взаимодействия и совместной работы;

·        эмпатического слушания;

·         внутреннего контроля;

·        диалогической речи;

·        саморегуляции эмоциональных состояний;

·        интерактивных взаимодействий.

Образовательный аспект включает:

·        правовую компетенцию;

·        валеологическая компетенция.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является:

·        создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·        определить специфику наркомании как особо опасное негативное социальное явление;

·        выявить социально-психологические причины распространение наркомании в подростковой среде;

·        обосновать систему предупреждения подростковой наркомании;

·        определить круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

   ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 1.     Комплексность или согласованное взаимодействие органов государственной системы,  отвечающих за профилактику наркомании, специалистов различных профессий (психологи, социальный педагог, врач-нарколог, работники комиссии по делам несовершеннолетних) и ученического самоуправления.

2.     Дифференцированность - дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

·       Возраста детей;

·       Степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

3.     Аксиологичность – формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

4.     Многоаспектность (социальный, психологический и образовательный аспекты).

5.     Легитимность – профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

6.      Преемственность – анализ обобщения и использования уже существующих технологий профилактики наркомании (практика работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

7.     Непрерывность – привлечение к работе системы дополнительного образования гимназии и района.

8.     Систематичность – каждая отдельная мера согласуется с другой и не противоречит ей.

   ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

(Этапы работы, сроки реализации проекта).

 I этап -  диагностирующий.

 Время проведения – сентябрь.

Цель: изучение существующих тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

1.     Определить степень информированности детей о проблеме;

2.     Выделить факторы, влияющие на формирование негативного отношения к употреблению наркотиков;

3.     Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и сформировать группы для дальнейшей работы.

Методы:

1.     Изучение материалов социологических исследований;

2.     Опрос и анкетирование;

         Значение этапа: анализ анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

·        подростки, имеющие опыт употребления наркотиков;

·        подростки, для которых характерно позитивное отношение к наркотикам;

·        подростки, имеющие негативное отношение к наркотикам.

 II этап – организационно практический.

 Время проведения : октябрь – апрель.

Цель: реализация антинаркотической работы.

Задачи:

1.     Предоставить учащимся объективную информацию о вреде наркотиков;

2.     Обучение учащихся критическому осмыслению проблемы, формирование у них способности анализировать свое поведение и поведение окружающих;

3.     Обеспечить взаимодействие детской организации с семьёй, общественными организациями и специалистами.

Методы:

1.     Информационный;

2.      метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);

3.     конструктивно-позитивный (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1.     Лекция;

2.     Беседа;

3.     Конференция;

4.     Мини-спектакль;

5.     Тренинг;

6.     Ролевая и деловая игра;

7.     Мозговой штурм;

8.     Круглый стол;

9.     Дискуссия;

10.  Конкурс творческих работ;

11.  Социалогический опрос;

12.  Показ видеоматериалов.

Тематика мероприятий:

·        конкурс детского рисунка «Мы рисуем беду»;

·        конкурс плакатов «Мы против вредных привычек»;

·        конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

·        кинолекторий;

·        классные часы;

·        беседы («Здоровый образ жизни – школа выживания», «Отчего мы зависим»);

·        общешкольные мероприятия (интеллектуальный марафон, танцевальный марафон, встречи с представителями ПДН);

·        тематическая дискотека «Я взрослый!»;

·        научно-исследовательские работы в рамках НОУ «Парнас»;

·        подготовка рекламных буклетов наркопрофилактического содержания;

·        спортивные соревнования («Спорт против наркотиков», «Будущее за нами»);

·        республиканское мероприятие «Молодое поколение выбирает»;

·        радиолинейки «Скажи:  НЕТ наркотикам!»;

·        выставка научно-популярной литературы с наркопрофилактической направленности;

·        организация работы наркопоста.

 Значение этапа – повышение уровня психосоциальной адаптации детей.

   III этап – заключительный, аналитический.

 Время проведения: май.

Цель: определение эффективности разработанной системы  профилактики наркомании.

Задачи:

1.     Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

2.      Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении наркомании;

3.     Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

1.     Анализ проведенных мероприятий;

2.     Опросы с целью выявления эффективности проведенных мероприятий;

3.     Анонимное анкетирование  с целью выявления динамики отношения учащихся к употреблению наркотиков.

 Предполагаемый результат в ходе реализации проекта.

·        Включение подростков в организованную работу против наркомании;

·        Развитие у учащихся понимания опасности и вреда наркотиков для физического и психического состояния организма, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;

·        Развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени и стремления к творчеству.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.                 Антинаркотическая, профилактическая работа с несовершеннолетними Программа избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие.» -М.- 2005 г .

2.                 Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Л.С. Шпиленя и др. М -2004 г .

3.                 Подростковая наркомания. Комплект наглядно- методических пособий. М. -2002.

4.                 Помогая другим, помогаю себе. А.Г. Макеева. М.- 2003 г .

5.                 Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. С.Б. Белогуров.,          М.- 2002 г .

6.                 Обучение жизненно важным навыкам. Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. Санкт-петербург – 2002 г .

7.                 Учебно-методическое пособие. «Мой выбор» И.А. Ахметова и др. –М.- 2003 г .

8.                 Чтобы подросток не вырос подранком. Родительский всеобуч. Г.М. Трустанецкая. М. -2003 г .

9.                 Школа без наркотиков. Л.М. Шипицина. Санкт- Петербург -2002 г .

на уровень вверх

Hosted by uCoz