Принят
на заседании
Совета
гимназии
Протокол №1 от 15.09.2006 г.
ВВЕДЕНИЕ
Алкоголизм,
курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих
проблем, пока не перестанем верить в
чудесные сказки тех, кто бесплатно
предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих
проблем, пока остаемся слепыми
и глухими к чужому горю, горю тех, кто
уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих
проблем, пока будем делать вид, что их не
существует. А значит, пора говорить, пора
действовать, пора бороться.
Создание
общешкольного ученического волонтерского
движения по
профилактике употребления наркотических и
психоактивных веществ.
2006-2007
учебный год.
Система
профилактической деятельности в настоящее
время находится в стадии становления.
Внедрение профилактических программ и
проектов в молодежной среде в основном
инициируется заинтересованными
структурами здравоохранения и
образовательными учреждениями. Однако
системный подход в отборе качественных
программ, их внедрении и оценки
эффективности в должной мере не
осуществляется. Именно поэтому система
профилактической деятельности, несмотря на
все усилия и затраты, продолжает оставаться
наиболее уязвимым местом (уровень учтенной
заболеваемости наркоманией у подростков с
1991 по 2005 год увеличился в 11 раз и достиг
своего максимально значения – 124 больных на
100 000 подросткового
населения). Продолжающееся потребление
наркотических средств в подростковой среде
сопровождается крайне отрицательными
последствиями: полной биологической,
генетической и социальной деградацией
личности. Масштабы и темпы
приобщения подростков и молодежи
к потреблению наркотических средств
сегодня все еще таковы, что это угрожает
национальной безопасности страны.
Эти обстоятельства определяют
актуальность создания и реализации
проектов, направленных на осознание
опасности наркотических веществ
и формирование валеологической
компетентности в молодежной среде.
Особое место среди данных проектов
занимают проекты, созданные детскими
организациями и направленные на
широкое информирование молодежи о
вреде наркотиков через межличностную
коммуникацию в, так называемых, «тусовках»
с целью внедрения данной установки в
массовую молодежную субкультуру.
Именно эту задачу призван решать наш проект.
Создавая
проект, мы учитывали следующие данные
социологических и
психологических исследований:
·
формирование
жизненных навыков происходит
преимущественно в референтном окружении
детей, у подростков и юношей – в группах
сверстников;
·
подростки
не достаточно осведомлены о вреде
наркотиков и психоактивных средств;
·
в среде
подростков бытует мнение, что «можно
попробовать наркотик один раз и ничего
страшного не случится»;
·
у
большинства подростков не сформирована
стойкая негативная социальная установка по
отношению к распространению наркотиков;
·
не
осознаются механизмы
социального влияния наркотиков на общество.
Иногда риск
употребления наркотиков является для
подростков дополнительным механизмом
манипулирования родительского
поведения;
·
как
правило, попадают под влияние
распространителей наркотиков подростки с
определенными личностными проблемами: с
повышенным уровнем тревожности,
агрессивные, испытывающие разнообразные
страхи, мнительные, инфантильные, с
ригидным мышлением, неуспешные и с низкой
самооценкой.
Учитывая
перечисленные факторы, в ходе разработки
проекта особое внимание уделялось
социальному аспекту работы с подростками:
·
формирование
моральных и нравственных ценностей;
·
стимуляция
установок на здоровый образ жизни;
·
формирование
отрицательного отношения к употреблению
психоактивных и наркотических веществ;
·
установление
связей с общественностью и СМИ с целью
формирования общественного мнения.
Условия
для закрепления коммуникативных навыков,
совершенствования диалога создает
психологическая часть проекта, которая
направлена на формирование
следующих навыков:
·
командного
взаимодействия и совместной работы;
·
эмпатического
слушания;
·
внутреннего
контроля;
·
диалогической
речи;
·
саморегуляции
эмоциональных состояний;
·
интерактивных
взаимодействий.
Образовательный
аспект включает:
·
правовую
компетенцию;
·
валеологическая
компетенция.
Таким
образом, учитывая актуальность выделенной
проблемы, возникает необходимость
реализации целостной профилактической
системы, целью которой является:
·
создание
условий для формирования у учащихся
устойчивых установок на неприятие
наркотических веществ.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
·
определить
специфику наркомании как особо опасное
негативное социальное явление;
·
выявить
социально-психологические причины
распространение наркомании в подростковой
среде;
·
обосновать
систему предупреждения подростковой
наркомании;
·
определить
круг специалистов, работа которых повысит
эффективность разработанной системы.
2.
Дифференцированность
- дифференциация целей, задач, методов и
форм работы с учетом:
·
Возраста
детей;
·
Степени
вовлеченности в наркогенную ситуацию.
3.
Аксиологичность
– формирование у детей и подростков
представления о здоровье как о важнейшей
общечеловеческой ценности, ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
4.
Многоаспектность
(социальный, психологический и
образовательный аспекты).
5.
Легитимность
– профилактическая работа должна
осуществляться в рамках правовой базы (с
учетом нормативных актов, а также прав и
обязанностей детей и молодежи).
6.
Преемственность
– анализ обобщения и использования уже
существующих технологий профилактики
наркомании (практика работы общественных
организаций и других образовательных
учреждений).
7.
Непрерывность
– привлечение к работе системы
дополнительного образования гимназии и
района.
8.
Систематичность
– каждая отдельная мера согласуется с
другой и не противоречит ей.
(Этапы
работы, сроки реализации проекта).
Цель: изучение существующих тенденций
употребления наркотических веществ.
Задачи:
1.
Определить
степень информированности детей о проблеме;
2.
Выделить
факторы, влияющие на формирование
негативного отношения к употреблению
наркотиков;
3.
Сделать
выводы о степени вовлеченности подростков
в проблему и сформировать группы для
дальнейшей работы.
Методы:
1.
Изучение
материалов социологических исследований;
2.
Опрос и
анкетирование;
Значение
этапа: анализ анкетирования позволяет
сделать выводы о степени вовлеченности
учащихся в проблему и выделить три целевые
группы:
·
подростки,
имеющие опыт употребления наркотиков;
·
подростки,
для которых характерно позитивное
отношение к наркотикам;
·
подростки,
имеющие негативное отношение к наркотикам.
Цель:
реализация антинаркотической работы.
Задачи:
1.
Предоставить
учащимся объективную информацию о вреде
наркотиков;
2.
Обучение
учащихся критическому осмыслению проблемы,
формирование у них способности
анализировать свое поведение и поведение
окружающих;
3.
Обеспечить
взаимодействие детской организации с
семьёй, общественными организациями и
специалистами.
Методы:
1.
Информационный;
2.
метод
поведенческих навыков (анализ и
проигрывание конкретных жизненных
ситуаций);
3.
конструктивно-позитивный
(организация тренингов, направленных на
повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1.
Лекция;
2.
Беседа;
3.
Конференция;
4.
Мини-спектакль;
5.
Тренинг;
6.
Ролевая и
деловая игра;
7.
Мозговой
штурм;
8.
Круглый
стол;
9.
Дискуссия;
10.
Конкурс
творческих работ;
11.
Социалогический
опрос;
12.
Показ
видеоматериалов.
Тематика мероприятий:
·
конкурс
детского рисунка «Мы рисуем беду»;
·
конкурс
плакатов «Мы против вредных привычек»;
·
конкурс
рисунков на асфальте «Пусть всегда будет
солнце!»
·
кинолекторий;
·
классные
часы;
·
беседы («Здоровый
образ жизни – школа выживания», «Отчего мы
зависим»);
·
общешкольные
мероприятия (интеллектуальный марафон,
танцевальный марафон, встречи с
представителями ПДН);
·
тематическая
дискотека «Я взрослый!»;
·
научно-исследовательские
работы в рамках НОУ «Парнас»;
·
подготовка
рекламных буклетов наркопрофилактического
содержания;
·
спортивные
соревнования («Спорт против наркотиков», «Будущее
за нами»);
·
республиканское
мероприятие «Молодое поколение выбирает»;
·
радиолинейки
«Скажи: НЕТ
наркотикам!»;
·
выставка
научно-популярной литературы с
наркопрофилактической направленности;
·
организация
работы наркопоста.
Цель:
определение эффективности разработанной
системы профилактики
наркомании.
Задачи:
1.
Выделить
основные недостатки и достижения в
проделанной работе;
2.
Определить
изменения личностной позиции учащихся в
отношении наркомании;
3.
Определить
дальнейшее направление работы по
предупреждению наркомании.
Методы:
1.
Анализ
проведенных мероприятий;
2.
Опросы с
целью выявления эффективности проведенных
мероприятий;
3.
Анонимное
анкетирование с
целью выявления динамики отношения
учащихся к употреблению наркотиков.
·
Включение
подростков в организованную работу против
наркомании;
·
Развитие
у учащихся понимания опасности и вреда
наркотиков для физического и психического
состояния организма, духовного мира и
личностных качеств человека, а также для
общества в целом;
·
Развитие
у школьников полезных привычек
использования свободного времени и
стремления к творчеству.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Антинаркотическая,
профилактическая работа с
несовершеннолетними Программа
избирательной профилактики по
употреблению психоактивных веществ для
детей из асоциальных семей. Научно-методический
центр «Диагностика. Адаптация. Развитие.» -М.-
2.
Зарубежный
опыт первичной профилактики
злоупотребления психоактивными веществами
среди несовершеннолетних. Л.С. Шпиленя и др.
М
3.
Подростковая
наркомания. Комплект наглядно-
методических пособий. М. -2002.
4.
Помогая
другим, помогаю себе. А.Г. Макеева. М.-
5.
Профилактика
подростковой наркомании. Навыки
противостояния и сопротивления
распространению наркомании. С.Б. Белогуров.,
М.-
6.
Обучение
жизненно важным навыкам. Н.П. Майорова, Е.Е.
Чепурных, С.М. Шурухт. Санкт-петербург –
7.
Учебно-методическое
пособие. «Мой выбор» И.А. Ахметова и др. –М.-
8.
Чтобы
подросток не вырос подранком. Родительский
всеобуч. Г.М. Трустанецкая. М.
9.
Школа без
наркотиков. Л.М. Шипицина. Санкт- Петербург