Домой Предпрофильная Профильная Обучение Воспитание НМР Копилка самоуправлен КПМО

 

Предпрофильная подготовка

 Элективный курс «Выбор профессии» для учащихся 9 классов.

 

Курс «Выбор профессии» позволяет учащимся узнать свои профессиональные возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный выбор будущего профиля в старшей школе, подготовиться к будущей профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа представляет собой гибкую систему модулей, которая дает возможность учитывать возраст и уровень обученности школьников; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Курс «Выбор профессии»  может быть дополнен профориетационными  программами: «Когда общение становиться профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на ты», «Создание красоты», «Гармония природы», направленными на подробное ознакомление с конкретной сферой деятельности.

Цель курса - формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.

Задачи курса:

·        Помощь учащимся в оценке своих личных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности;

·        Расширение знаний школьников о мире профессий через  знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки;

·        Получение представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений;

·        Знакомство учащихся с содержанием профессиональной деятельности;

·        Подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии.

·        Обучение учащихся планированию своей профессиональной карьеры.

·        Знакомство с качественными и количественными потребностями общества в кадрах, перспективами профессионального становления в условиях региона.

Результаты изучения курса

·        Сформированные представления о понятиях:

1.     психологические особенности личности;

2.     самоопределение;

3.     профессиональные интересы и склонности;

4.     способности, креативность;

5.     классификация, типы и подтипы профессий;

6.     профессиограмма;

7.     проектирование профессионального жизненного пути;

8.     карьера, этапы построения карьеры;

9.     личный профессиональный план;

10. конструктивное общение;

11. адекватная самооценка;

12. профессиональная пригодность и компенсация;

13. рынок труда.

·        Приобретенные навыки:

1.     определение психологических особенностей своей личности;

2.     выявление своих способностей и профессиональных интересов;

3.     определение соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам личности, а также запросам рынка труда;

4.     работы с профессиограммами;

5.     ориентирования в типах и подтипах профессий;

6.     составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;

7.     разработка алгоритма построения своей профессиональной карьеры.

Методические средства:

·        теоретическое осмысление  понятий,

·        практические занятия,

·        диагностирование,

·        профориетационные и ролевые игры,

·        упражнения,

·        эвристичесие беседы,

·        эвристические семинары,

·        проблемное изложение,

·        презентации по темам курса,

·        самоанализ и самооценка, самопрезентация,

·        рефлексия.

Виды контроля ЗУН, ОУУН:

·        текущий,

·        периодический,

·        итоговый в форме тестирования, анкетирования, диагностики.

Программа может быть рассчитана на 34 или 68 часов.

Программа состоит из двух модулей:

·        Познавательные и личностные особенности личности. (Направлен на глубокую психодиагностику, с целью профориентации. Включает в себя различные элементы тренингов: «Личностного роста», «Повышения позитивной мотивации и формирования адекватной самооценки», «Уверенности в себе», «Конструктивного общения».)

·        Мир профессий. (Знакомит учащихся с существующей коньюктурой рынка труда, элементами маркетинговой деятельности, редкими современными профессиями, требованиями, предъявляемыми различными профессиями. Содержит элементы тренинга: «Построение карьера, постановка целей и самореализация».)

Первый модуль содержит блоки:

·        Введение.

·        Познавательные процессы и способности личности.

·        Психология личности.

Второй модуль содержит блоки:

·        Мир профессий.

·        Профессиональное самоопределение.

·        Подготовка к будущей профессии.

Кроме того, в процессе занятий учащиеся учатся формировать портфолио, составлять разноуровневое резюме, автобиографию, анализировать и контролировать этапы личностного роста.

Классный руководитель, учителя предметники, родители имеют доступ к информации о динамики мотивов выбора учащимся того или иного профиля на основании анализа совокупности факторов: личностные особенности, дружеские отношения, интересы и склонности, влияние референтной группы и т. д.

Cодержание курса «Выбор профессии»

1.Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личностного жизненного плана.

Учащиеся должны знать:

·        значение профессионального самоопределения;

·        понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:

·        определять предмет и задачи курса;

·        составлять личный профессиональный план;

·         должны иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

2.Познавательные процессы и способности личности.

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Общие и специальные способности. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

·        виды памяти и внимания;

·        понятие «психологические  особенности личности»;

·        понятие мышление, особенности интеллектуальной сферы;

·        понятие «способности», виды способностей, условия их развития;

·        типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

·        определять свои возможности, особенности памяти, внимания и воображения.

3.     Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие о психотипах. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути преодоления конфликтных ситуаций.

Учащиеся должны знать:

·        Типы нервной системы;

·        Типы  темпераментов, понятие о психотипах;

·        Понятие «характер»;

·        Понятие «жизненное самоопределение» и профессиональное самоопределение

·        Понятие «потребность», виды потребностей;

·        Особенности делового общения;

·        Понятие «конфликт», пути предотвращения конфликтов;

·        Психологические особенности личности.

Учащиеся должны уметь:

·        определять свои возможности: особенности памяти, тип нервной системы, темперамента;

·        использовать приемы делового общения,  способы решения конфликтов;

·        проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях.

4.     Мир профессий.

Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограмы. Типы профессий. Матрица выбора профессий. Характеристика профессий различных типов профессий.

Учащиеся должны знать:

·        Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации;

·        Характеристику  труда: содержание, характер, процесс и условия  труда;

·        Классификация профессий, формула профессий;

·        Понятие профессиограмы, основные правила работы с профессиограммами;

·        Подтипы профессий в различных сферах, основные характеристики содержания деятельности, требования, предъявляемые к профессиональным качествам.

Учащиеся должны уметь:

·        сравнивать имеющиеся у них представления  о мире профессий с полученной на уроках информацией;

·        определять  свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессий;

·        анализировать информацию о профессии;

5.     Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Склонности, интересы, способности и мотивы профессионального выбора. Возможности  профессионального и личностного роста. Специальные способности. Профессиональная пригодность. Частичная профессиональная пригодность. Понятие о компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах. Выбор профессии на основе самооценки и  анализа составляющих «хочу-могу-надо».

Учащиеся должны знать:

·        Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях.

Учащиеся должны уметь:

·        делать самостоятельный профессиональный выбор на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей

Учащиеся должны иметь представление:

·        о важности решения проблемы выбора профессии.

6.     Подготовка к будущей профессии.

Понятие карьеры, этапы построения карьеры. Профессиональный рост, построение карьеры по горизонтали и вертикали. Понятие о штатном расписании. Необходимость постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

·        Понятие «карьера»

·        Этапы построения карьеры

·        Понятие о штатном расписании и должности;

·        Понятие о профессиональном росте.

Учащиеся должны уметь:

·        Составлять личный профессиональный план с учетом факторов, влияющих на выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление о необходимости постоянного самообразования и профессионального самосовершенствования.

Тематическое планирование курса «Выбор профессии»

 

 

 

 

Наименование тем

Количество часов

1 час в неделю

2 часа в неделю

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного жизненного плана.

1

2

2

Познавательные способности личности

 

21

42

1

Память. Типы профессии, требующие развития различных типов памяти

1

2

2

Интересы и выбор профессии

1

2

3

Внимание. Профессии, требующие большого объема внимания

1

2

4

Готовность к овладению той или иной профессией.

1

2

5

Склонности и выбор профессии

1

2

6

Профессиональный тип личности

1

2

7

Профессиональная направленность.

1

2

8

Темперамент и выбор профессии

1

2

9

Межполушарная ассиметрия головного мозга

1

2

10

Мотивация избегания неудачи и достижения цели

1

2

11

Индивидуальные личностные особенности. Понятие о личности

1

2

12

Самооценка нравственных и гражданских качеств личности. Активизирующее занятие.

1

2

13

Профессиональные стереотипы и профессиональные деформации личности.

1

2

14

Акцентуации характера. Самооценка.

 

1

2

15

Оценка коммуникативных и организаторских способностей.

1

2

16

Оценка интеллектуального потенциала

 

1

2

17

Оценка когнитивных способностей, осведомленности и логического мышления

1

2

18

Тестирование по краткому оценочному тесту интеллекта (КОТ)

1

2

19

Диагностика различных форм агрессивного поведения

1

2

20

Диагностика адекватности соотношения профессиональных склонностей и выбора профессии

1

2

21

Анализ динамики мотивационной сферы в ходе исследовательской деятельности

1

2

3

Мир профессий.

4

8

1

Понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда.

1

2

2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

2

4

3

Типы профессий. Матрица выбора профессий.

2

4

4

Характеристика профессий различного типа

2

4

4

Профессиональное самоопределение

8

16

1

Проблема выбора профессии. Факторы , влияющие на выбор профессии в современных условиях ( хочу-могу-выбираю-надо)

1

2

2

Склонности, интересы, мотивы в профессиональном выборе (могу). Специальные способности. Профессиональная пригодность. Частичная профессиональная пригодность. Понятие о компенсации.

1

2

3

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда  в кадрах ( надо)

1

2

4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу-могу-надо»

2

4

5

Подготовка к будущей карьере

5

10

6

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры

1

2

7

Построение личного профессионального плана. Зачет

2

4

 

Итого:

32

68

 

Повторение

2

4

 

Cодержание курса «Выбор вашей специальности»

1.Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личностного жизненного плана.

Учащиеся должны знать:

·        значение профессионального самоопределения;

·        понятие личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:

·        определять предмет и задачи курса;

·        составлять личный профессиональный план.

 

Учащиеся должны иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

2.Познавательные процессы и способности личности.

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Общие и специальные способности. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

·        виды памяти и внимания;

·        понятие «психологические  особенности личности»;

·        понятие мышление, особенности интеллектуальной сферы;

·        понятие «способности», виды способностей, условия их развития;

·        типы интеллекта.

Литература

Для учителя

1.     Климов В.А. Развивающийся человек в развивающимся мире

2.     Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению./ под редакцией Чистяковой С.Н.

3.     Кулагин Б.В. Основы профессиональной самодиагностики

4.     Орлов Ю. М. Самосознание и самовоспитание.

5.      Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии

6.     Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников.

Для учащихся

1.     Белова Т.В. Справочник начинающего профконсультанта.

2.     Климов В.А. как выбрать профессию.

3.     Мир профессий

4.     Мир человека./ под редакцией Лекторского В. А.

5.     Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе

6.     Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера: беседы психолога со старшеклассниками

7.     Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz