Тема: « Искусство вокруг нас»
Художественно-дидактическая игра
Вид занятия: Игровые формы, конкурсы, соревнования, творческие задания, беседа, просмотр иллюстративного материала.
Цели и задачи: Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; содействовать коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию общей работе; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному самовыражению в творчестве.
Оборудование: методические таблицы; раздаточный материал к заданиям (карточки), детские работы; таблицы с игровыми заданиями.
Зрительный ряд: репродукции работ художников, слайды.
Музыкальный ряд: музыка Г. Глаткова «Коробка с карандашами»
1.Приветсввие.
2. Игры и упражнения
3. Театральная разминка
4.Творческое задание. Музыкальная пауза.
5.Подведение итогов и анализ работ.
1.Организация класса. Приветствие. Представление команд
1«Палитра»
2 «Мозаика»
Защита учащимися изображения эмблем команд.
2. а) Дидактические игры.
Показ иллюстративного материала в слайдах (репродукции работ художников Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Ильи Машкова.
Конкурс «Собери пейзаж», «Собери натюрморт»
Из предложенных фотоэлементов, выбрать нужные и собрать правильный по композиции «осенний и зимний натюрморт» и «осенний и зимний пейзаж»
б) Учимся анализировать зрительный образ. «Картины путаницы»
Найти на картинах – путаницах, заданные фигуры-
в) задание «Симметрия». Дорисовать симметрично половину начатого рисунка.
3. Театральная разминка-физкультминутка.
Создать движущийся образ «Гусеницы» и «Паровоза» Поочередная индивидуальная работа учащихся у доски на скорость.
4. а) Постановка художественной задачи. Раздача карточек с изображением пятен различной хаотичной формы. Задание: преобразить их в действующий образ, предмет.
Совместное анализирование полученных работ.
б) Музыкальная пауза
5.Подведение итогов.
Обобщающий кроссворд «Солнышко»
(Чтение стихотворения)
Альбом для рисования
И в 10 лет, и в 7 и в 5-
Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё , что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски,
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
1. Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем наше занятие необычным способом.
Положение парт в классе делит ваш дружный коллектив на две команды. В каждой очень сильные в знаниях ученики, которые примут участие в нашей художественной игре под названием «Искусство вокруг нас».
Вопрос в класс. Как вы понимаете слово «искусство» (ответы детей). Это создание красоты, путем изображения, шитья, письма, танца, и т.д. С древних времен люди при любой возможности пытаются окружить себя красивой обстановкой, носить красивые вещи, слушать красивую музыку. Так начало развиваться искусство в целом. Стали появляться художники, музыканты, писатели, танцоры, люди театральных профессий. Все они служат великому «Искусству».
Названия наших команд также связаны с искусством. Это команда «Палитра» и команда «Мозаика». С названиями связаны и настольные эмблемы команд.
Ребята расскажите нам, пожалуйста, о значении своих названий (Выступления капитанов команд)
«Палитра»- это дощечка для смешивания красок. Применяется художником в написании картин. Из трех основных цветов красного, синего, желтого на палитре создаются все остальные оттенки.
Дополнительный вопрос капитану: Назвать производные цвета, и способы их получения.
«Мозаика» - Это вид декоративного искусства. Составление картин из стекла, камня, ракушек и других материалов небольшой формы.
Дополнительный вопрос: Объяснить значение термина «декоративность».
Выставление балов за защиту эмблемы.
2. Переходим к первому заданию.
Внимание на экран. Показ слайдов работ художников Ильи Машкова «натюрморт. Виноград, лимон и рак» и Ивана Шишкина «Осень»
Ребята, посмотрите из чего и как художники составляют композицию своих работ. К какому времени года мы можем отнести эти картины?
Внимание задание. Ребята у вас на столе пока пустые два листочка для рисунков, и отдельные изображения частей пейзажей, натюрмортов, у каждой команды разные( листочки, вазочки и т.д.). Ваша задача в виде аппликации выбрать нужные детали и наклеить их в правильной композиции. Первая команда «Палитра» выполняет аппликацию «Осеннего и зимнего натюрморта»
Вторая команда «Мозаика»- «Осеннего и зимнего пейзажа».
Подсказки даны в цветовом фоне рисунков. Посоветовавшись, выберите нужные формы и распределите обязанности среди участников вашей команды. В итоге ваши работы должны соответствовать темам «Осенний и зимний пейзаж», «Осенний и зимний натюрморт».
Практическая работа (5-7 минут).
3. Во втором конкурсе вам нужно будет присмотреться на эти (показ) плакаты - путаницы и найти следующие геометрические фигуры: для команды « палитра» - ромб, овал, звезду. Для команды «Мозаика» - квадрат, треугольник, круг. А ребятам, которые остаются в болельщиках выполнить задание « дорисовать симметрию»
Вопрос в класс: Что означает симметрия? Это равенство двух сторон предмета.
Оценивание готовых работ.
А теперь посоревнуемся в быстроте выполнения следующего задания - физкультминутки: Завершить начатый образ отдельными звеньями (гусеница, паровоз).
4. И еще один интересный конкурс « Волшебные пятна»
Ребята, участие примет каждый из вас. Нужно будет собраться, пофантазировать и за короткое время, превратить эти пока непонятные пятна (показ карточек)в живой образ .
5. Ребята, завершим нашу работу и подведем итоги занятия вот таким кроссвордом в образе «Солнышка».
Начнем с команды «Палитра».
По вертикали: Как называется вид декоративного искусства, в котором рисунок составляется из отдельных частей, стекла, камня, бумаги?
Для команды «Мозаика».
Название дощечки для смешивания краски. Три основных цвета.
По горизонтали: Создание красоты во всех видах творчества.
Хорошее чувство взаимопомощи, понимания в классе, среди детей? - Дружба.
Молодцы ребята! Сегодня вы показали свои знания по теме нашего занятия «Искусство вокруг нас», и видно, что ваш коллектив это одна сильная и дружная команда 2 «б» класса!
Чтение учащимися стихотворения «Альбом для рисования».
Обсуждение проведения игры вместе с детьми.