Тема урока: «Питательная ценность овощей. Приготовление блюд из овощей».
Цель урока: Сформировать у уч-ся знания, а так же умения готовить блюда из овощей; развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе; воспитывать культуру труда.
Дидактическое обеспечение: плакаты с изображением овощей и их информацией, способов нарезки овощей и украшение блюд из овощей.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Повторение материала
а) На какие группы можно разделить все овощи по их строению?
б) Какой обработке подвергаются овощи?
в) Какие виды нарезки овощей вы знаете?
3. Изложение материала
- На предыдущем занятии, я вам говорила, что ни один другой продукт питания, который мог бы во всех отношениях заменить овощи, особенно свежие. Без овощей немыслимо рациональное питание. Именно овощи являются важнейшим источником витаминов, в переводе «вита» - означает жизнь, минеральных солей, ряда микроэлементов, углеводов, способствующих уничтожению болезнетворных микробов. Все большее значение приобретают овощи в профилактике и лечении.
- И вот сегодня более подробнее узнаем о питательной ценности тех овощей, которые чаще применяются в нашей домашней кулинарии.
- Вам было дано домашнее задание: подготовить информацию об овощах, то есть о их питательных и лечебных свойствах.
- Сегодня вы будете выполнять практическую работу по приготовлению блюд из овощей. Понятие блюдо имеет два значения:
1. большая тарелка, на которой подают различные кушанья к столу.
2. само кушанье, вы это должны запомнить.
- Но прежде чем узнаете информацию, и какие блюда вы должны будете готовить- должны отгадать.
- Вы все наверное любите загадки. Перед вами кроссворд, и вам нужно узнать какое блюдо будете готовить.
- Итак, первая загадка:
Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла –
Все наряды отдала:
Сотню одежонок
Сложили вы в бочонок. (капуста)
- Кто подготовил информацию о капусте? (Домашнее задание, - информация вкладывается в кармашек овоща «капуста»)
- И еще я хочу вам сказать небольшую информацию о капусте, только не о свежей, а о той, которая подлежит квашению, консервированию. При этих способах пищевая ценность снижается незначительно, а количество витамина С сохраняется на 80% – 90 %. Сегодня, когда будете готовить блюдо, добавляя именно квашеную капусту.
- Следующая загадка:
Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщ, и в винегрет (Свекла)
- Кто подготовил информацию о свекле? (Домашнее задание, - информация вкладывается в кармашек овоща «свекла»)
- Следующая загадка:
Говорят, я горький,
Говорят, я сладкий.
Стрелочкой зеленой
Я расту на грядке.
Я полезный самый,
В том даю я слово.
Ешьте меня всяким –
Будете здоровы. (лук)
- Кто подготовил информацию о луке? (Домашнее задание, - информация вкладывается в кармашек овоща «лук»)
- А вот теперь попробуйте отгадать следующую загадку:
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе вы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)
- Кто подготовил информацию о картофеле? (Домашнее задание, - информация вкладывается в кармашек овоща «картофель»)
- Еще одна загадка:
Без окон, без дверей-
Полна горница людей. (огурец)
- Кто подготовил информацию об огурце? (Домашнее задание, - информация вкладывается в кармашек овоща «огурец»)
- Вы наверное догадались, какое получилось «ключевое» слово. Правильно – салат.
- Но у нас есть еще одна загадка, и этот овощ будет применяться в приготовлении салата:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (морковь)
- Кто подготовил информацию о моркови? (Домашнее задание, - информация вкладывается в кармашек овоща «морковь»)
- Вы будете готовить салат. Но вы знаете, что в салат нужно будет добавлять еще один компонент для того чтобы он был более вкусным. Он применяется для заправки салата. И какую нужно добавить в кроссворде букву, чтобы слово получилось полностью. Так каким компонентом, можно заправить салат. (масло, майонез)
- Сегодня на уроке узнали, не только питательную ценность, лечебные свойства, историю, а так же какие еще блюда можно из них приготовить.
4. Физминутка
5. Игровой момент.
Учащимся раздаются сигнальные карточки красного и синего цветов.
Учитель называет слова продуктов, те, которые относятся к овощам – дети показывают карточку красного цвета, если не относятся к овощам – карточку синего цвета.
Арбуз, баклажан, яблоко, кабачок, перец, слива, петрушка, груша, щавель, чеснок, помидор, тыква, персик, банан, редька, виноград, айва, редиска.
6. Соблюдение санитарно – гигиенических правил и правил безопасности труда.
- Прежде чем приступить к практической части, давайте вспомним санитарно-гигиенические требования и технику безопасности при работе с режущими приборами (у уч-ся находятся инструкционные карточки по технике безопасности).
- После того, как вы приготовите блюда, а оно будет состоять из двух разных салатов, вы будете их дегустировать, а так же угощать своих гостей.
Дегустация – внимательное изучение и проба продукта или кушанья, качество которого нужно оценить, выявляя его достоинства и недостатки (термин слова на доске).
7. Практическая часть.
Учащиеся делятся на две бригады.
Первая бригада готовит салат, с такими овощами, как картофель, морковь, огурец соленый, лук, заправляется майонезом и специями если нужно по вкусу (соль, перец)
Вторая бригада готовит салат, из таких овощей, как картофель, свекла, капуста квашеная, лук, заправляется растительным маслом и специями, если нужно по вкусу (соль, перец), (на столе инструкционные карточки по приготовлению салатов).
После приготовления салата, уч-ся проводят дегустацию блюд.
После окончания практической части, дежурные убирает за собой рабочее место.
8. Заключительная часть.
Уч-ся оценивают свою практическую работу, выявляя ошибки и недостатки в приготовлении блюд.
Оценивание уч-ся в подготовке информации и в приготовлении блюда.