Управление процессом профильного обучения 

Управление процессом профильного обучения на III ступени условно можно разделить на организационно – педагогическую, научно – методическую и информационную работу.

Организационно – педагогическая работа администрации начинается с составления перспективного плана профильной подготовки в III ступени школы, разработки и введения школьных учебных планов профильного обучения.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10 – 11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, содержание профильного обучения имеет следующую конфигурацию в учебном плане:

Типы учебных курсов

Цели учебных курсов

Содержание учебных программ

Базовые Изучение предметов на непрофильном уровне УП основываются на базовом уровне стандарта
Профильные  Повышение и углубление содержания базовых общеобразовательных предметов УП основываются на профильном уровне стандарта

Элективные (обязательные по выбору)  

1 тип

 

 

 

2 тип   

 

 

3 тип

 

 

 

 

 

Дополнение содержания профильного обучения

Развитие содержания одного из базисных курсов

Удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в областях выходящих за рамки выбранного ими профиля

 

Примером УП элективных курсов (без стандартов)

 

 

 

 

 

 

 

  Такое построение учебного плана позволяет осуществить двухступенчатую профилизацию – сначала комбинация базового и профильного уровня, затем профильная специализация за счет элективных курсов. Наиболее востребованные профили в гимназии – это социально-гуманитарный, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору в 10 – 11 классах- трех типов: курсы направленные на углубление профильных предметов, они как раз и обеспечивают профильную специализацию, курсы по тем предметам, которые в выбранном профиле изучаются на базовом уровне, их цель –  подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и аспектные курсы, предлагающие знакомство с определёнными аспектами базовой науки. Длительность курсов – одно полугодие, с учётом этого составляется расписание учебных занятий под новую педагогическую систему, интегрированную в сеть профильного обучения.

Профильные курсы устанавливаются учебным планом по профилирующим предметам, курсы предназначены для подготовки к ЕГЭ – по математике, русскому языку. Аспектные курсы предлагаются на выбор учащимся. Этот выбор определяется в ходе анкетирования в начале учебного года, по итогам I полугодия. Анкетирование учащихся по итогам учебного года позволяет определить рейтинг курсов, корректирующие мероприятия по организации курсов в следующем учебном году.

Организационная работа предполагает также мониторинг за ходом реализации эксперимента, разработку  контрольно-измерительных  материалов, соответствующих новым целям и программам профильного обучения, анализ результатов, коррекцию. Эти мероприятия входят в план ВШК.

Обеспечение введения профильного обучения в старших классах школы возможно только при адекватном восприятии всех концептуальных подходов педагогическими кадрами. Поэтому одним из важных направлений в управлении процессом введения профильного обучения является формирование мотивации к инновации у учителей, полноценное понимание всех содержательных аспектов этой работы, что будет способствовать преодолению сопротивления  нововведениям. Это возможно при своевременной организации повышения квалификации педкадров. Перспективный план повышения педмастерства учителей предполагает повышение квалификации в ИПК КБГУ и организацию внутришкольного повышения  квалификации, которое обеспечивается деятельностью методической службы и предполагает модель непрерывного образования учителей через методические семинары, методические педсоветы и самообразование. Прежде всего, выделяются содержательные и организационные проблемы и риски, возникающие в ходе преподавания в профилях. Анализ проблем выявил затруднения связанные с составлением календарно -тематического планирования базовых и профильных предметов в системе двухуровневых стандартов. Изучение стандартов базовых и профильных предметов  было организовано как работа по самообразованию на кафедрах. Методический продукт этой работы – двухуровневые календарно-тематические планы учителей.

Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представляет разработка программ элективных курсов. Теоретические основы разработки программ изучались на методических семинарах, учителя имеют методички описывающие алгоритм этой работы.  

Элементы программы элективных курсов.

Элементы учебной программы

Содержание элементов

Пояснительная записка

Адрес: вид ОУ и определение класса обучающихся.

  Концепция (основная идея) программы

  Обоснованность (актуальность, значимость)

  Особенности

  Цели, задачи, основные принципы

  Планируемый результат

  Краткое описание логики структуры программы особенностей организации учебного процесса к курсу

  Уровни усвоения учебного материала («знать», «уметь», «владеть» и т.д.)

 

Программа

 Перечень тем и разделов, последовательность изучения

  Время на изучение

  Деление на виды деятельности и формы (лабораторные, практические, исследовательские работы)

 

Контролирующие материалы

Виды контроля

Материалы и формы проведения (зачет, экзамен и др.)

 

Приложение

Учебно-тематический план

  Литература, использованная при подготовке программы

Литература, рекомендованная для учащихся

Списки тем рефератов

Темы проектов и т.п.

 

Учителя могут воспользоваться готовыми рекомендованными программами элективных курсов. Методический кабинет имеет банк элективных курсов по всем образовательным областям учебного плана. Экспертиза учебной программы с целью определения ее качества, осуществляется на заседаниях кафедр в форме групповой дискуссии. Качество программы ЭК определяется наличием компонентов программы и их характеристикой.

Критерии оценки качества программы элективных курсов.

Компоненты программы

Критерии оценки

Концепция

-Соответствие принципам развития системы образования: гуманизации, гуманитаризации, модернизации, вариативности.

- Новизна, отличие от существующих, значимость.

 

Содержание

Обоснованность отбора учебного материала с учетом взаимосвязей с содержанием других предметов

- Научная корректность содержания; соблюдение общепринятой терминологии и символики.

- Учет возрастных особенностей учащихся при отборе и изложении учебного материала.

- Оптимальность объема содержания.

- Реализация принципов дидактики (систематичность, доступность, наглядность, логичность и последовательность изложения материала).

- Оценка воспитательного и культурологического компонентов программы.

- Язык изложения: ясность, точность и лаконичность, четкость формулировок.

- Практическая направленность учебного материала.

 

Методический аппарат

-Методическая целесообразность выбора структуры и способы изложения учебного материала; система развития научных понятий, основных положений и теорий

- Сбалансированность теоретического и практического материала

- Посильность учебного материала для учащихся, учет их психолого- педагогических особенностей, соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся.

- Соблюдение преемственности, уровневая и профильная дифференциация

- Обеспечение возможности реализации новых педагогических технологий

-Направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования, интереса учащихся к предмету и выбранному профилю, практическому применению знаний и навыков

-Межпредметные связи

-Методическая целесообразность использования иллюстративного, справочного материала, и других составляющих методического аппарата

-Способствует формированию общеучебных умений и навыков: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия.

Требования к уровню подготовки выпускников обязывают переходить к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся старшего возраста, направленные на личностно-ориентированный характер обучения, вариативность, предоставляющие учащимся права выбора, увеличивающие объем самостоятельной работы. Это следующие технологии – «Дебаты», «Case-stude», «Блочно-модульного обучения», «Опережающего обучения», «Проблемного обучения», «Развитие критического мышление» и т. д.. Освоение технологий осуществляется через методические педсоветы, семинары. Результат этой работы виден на открытых уроках предметных месячников, семинаров.

В профессиональном развитии учителя одно из важных направлений – формирование способности к самооценке – рефлексии. Этому способствует технология «Портфель учителя» – способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя. Презентация или публичная защита портфеля проводится во время творческого отчета или аттестации педагога. Материалы методического портфеля становятся основой для анализа деятельности учителя. Освоение этой технологии помогает в организации аналогичной работы с учащимся. Продукт этой работы – индивидуальная накопительная оценка в виде «Портфолио» учащихся. Эта форма работы развивает у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности.

Информационная работа с учащимися предполагает обучение способам и средствам самопознания, она осуществляется психологической службой гимназии. Кроме этого информационная работа предусматривает действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях района и республики в целом. Школьники должны получить сведения о различных учреждениях профессионального образования, где ребята смогут продолжить обучение после средней школы. Традиционно встречи с представителями ВУЗов, СУЗов, ПУ проводятся в школах района в конце учебного года. Кроме этого часть времени следует предусмотреть на внутришкольную составляющую информационной работы с целью профессионального самоопределения, когда необходимо будет отвечать на вопросы учащихся, обобщать получаемую ими информацию и прочее. Эта работа осуществляется через классные часы.

Hosted by uCoz