На главную | На уровень вверх |
Психологическое сопровождение профильной подготовки профильного обучения.
Одна из чрезвычайно важных составляющих психического здоровья человека – его способность определять цели своей жизни, способность к самопроекции себя в будущее, наличие в его ментальности протяженной и содержательно насыщенной временной перспективы будущего. Отсутствие осмысленной цели в жизни является одной из причин невроза, проявляющегося, прежде всего в скуке и апатии, во внутренней пустоте.
Есть период в жизни человека, когда она становится действительно ключевой, определяющей, это период юности. Причем, возникновение интереса к тому, какой станет их личность в будущем – это мощный фактор саморазвития уже в старшем подростковом возрасте – 8-9 класс.
Важно постоянно учитывать, что проблема профессионального самоопределения, в том числе, и раннего (в старших подростковых классах), не может быть успешно решен как отдельная, оторванная от общего контекста развития личности. Старший подростковый возраст является наиболее благополучным периодом для становления временной перспективы. Это, в частности, означает, что если по каким-то причинам временная перспектива будущего не будет сформирована в этот период или будет сформирована неправильно, то это будет иметь, и имеет самое серьёзные последствия для развития личности. Практика показывает, что если у подростка появляется какая-то важная жизненная цель, то многие проблемы воспитания снимаются.
Как известно, приняты решения, ориентирующие на возможно более раннюю дифференциацию обучения, введения элемента выбора программ собственного образования за счет разнообразных элективных курсов, которые в соответствии со своими склонностями и способностями сможет выбирать ученик уже в средних класс школы. Возможность примериться к разным направлениям собственного образования может способствовать более содержательному процессу личного и профессионального самоопределения. Выработка жизненных планов, целей на ближайшее и более отдаленное будущее.
В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение-средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более плотно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Показателями, свидетельствующими о реализации целей профильного обучения, служит не только готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению, но и зрелость в выборе способа его получения после школы. Под зрелостью понимается выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой стороны личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе учащиеся могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.
Основаниями зрелого выбора служит наличие у школьников широкой информационной готовности к его осуществлению. Она включает в себя информированность:
- о возможных способах получения желаемого образования после школы;
- об усилиях, которые потребуются приложить для его получения;
- о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования;
- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию;
- о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;
- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и последующую профессиональную деятельность.
Зрелость предполагает также наличие практической и мотивационно - ценностной готовности человека к выбору.
Практическая
готовность включает в себя:
- владения выпускниками школы умениями делать выбор дальнейшего способа получения образования;
- наличие у школьников практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения после школы в избранном направлении.
Умение делать выбор предполагает наличие у школьников нескольких умений, включающих:
- выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям;
- оценка преимуществ и недостатков;
- выбор из имеющихся вариантов наилучшего.
Мотивационно-ценностная
или психологическая готовность включает:
-
сформированности у выпускника
самооценки, адекватной личностным
способностям и возможносиям получить
желаемое образование;
-
наличие ценностных ориентаций и
индивидуально выраженных целей, связанных
с дальнейшим способом получения
образования и будущей профессией.
Зрелый выбор, в отличие от романтического или случайного, предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы. Он верно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения.
На основании особенностей структуры профильного обучения и в соответствии с возрастными особенностями старших подростков, была разработана профориентационная программа по психологическому сопровождению профильного обучения. В содержание этой деятельности входит:
а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
б)определение социальных установок и помощь в их формировании;
в)определение мотивации выбора и её структуры;
г)формирование готовности к самоанализу и реальному уровню притязаний;
д)определение выраженности и структуры способностей;
е)определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии и др.);
ж)определение «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерений учащихся;
Анализируются следующие
аспекты личности:(схема)
1. Состояние здоровья и физического развития (медицинское освидетельствование);
2.Любимые занятия в свободное время (интервью);
3.Способности (тесты способностей);
4.Интересы и склонности (вопросники);
5.Знания (школьная успеваемость, тесты достижений);
6.Умения и навыки (школьная характеристика, тесты квалификаций);
7.Социально-экономическое положение семьи (анкеты, интервью, беседы);
8.Личностные особенности (наблюдения, тесты по изучению личностных особенностей).
ПРОГРАММА
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФИЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
8
класс (пропедевтический
этап):
1.Первичная диагностика профессиональных предпочтений.
Цель: определение профессиональных интересов, возможного типа профессии, формирующихся личностных качеств, особенностей познавательной сферы.
-методика «Карта интересов (90)», автор Климов Е.А.
-тест «Мотив выбора профессии», автор Овчарова Р.В.
-тест «Тип личности», автор Овчарова Р.В.
-«Дифференциально-диагностический
опросник», Климов Е.А.
9
класс «портфолио»:
Цель: изучение личностных качеств учащихся, подготовка аналитического материала для принятия решения
-«Оценка психоэмоционального состояния учащегося», Спилберг;
-диагностика свойств нервной системы, «Темпинг тест»;
-изучение особенностей мыслительной деятельности, «КОТ»;
-диагностика характерологических особенностей учащихся, тест Шмишека «Акцентуации характера»;
-изучение типа темперамента, методика Айзенка;
-оценка устойчивости профессиональных интересов (повторно), «Карта» Рогов Е.И.(144);
-изучение психологического климата в классе и социального статуса учащегося, «Социометрия», тест Рогова «Психологический климат в коллективе»;
-диагностика вида и уровня тревожности, тест Кондаша;
-изучение
уровня самооценки,
10
класс
-«Оп росник профессиональных предпочтений», адаптированный тест А.Е. Голомштока, автор Л.Н. Кабардова;
-оценка профессионального личностного типа, тест Голланда;
-«Карта интересов» (174), модифицированный тест А.Е. Голомштока, автор Рогов Е.И.;
-диагностика уровня развития и вида мышления (лингвистический и числовой тест Айзенка);
-оценка уровня и особенностей
развития технического мышления (тест
Беннета).
В 11 классах продолжается информационная работа с учащимися в сфере выбора учебного заведения в соответствии со спецификой профессии, оценке возможностей. Работа на классных часах, родительских собраниях.