Портфолио, образовательный рейтинг учащихся.

         Сегодня в мире растет понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы. Наиболее часто используемые, стандартизированные тесты не могут оценить как «продвинутые навыки» учащихся, так и их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. Широкое применение тестов как арбитров многих школьных и вузовских решений является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной гражданской жизни. И конечно, менее всего они настроены на выявление индивидуальных возможностей и склонностей. 

Анализ зарубежного опыта российской практике показывают, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) школьника. Включившись во внутришкольный эксперимент, наряду с результатами итоговой аттестации, мы взяли портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы. Нам предстояло апробировать различные модели портфолио.    

Задача эксперимента заключатся в следующем:

·           Проверить жизнеспособность и операциональность предложенных моделей портфолио учащихся;

·           Выбрать оптимальную структуру портфолио;

·           Получить ответы на вопросы, касающихся критереальной базы в оценке портфолио, механизмов и его введение, возможности учёта при определении образовательного рейтинга ученика, а также расширение сферы его применения за рамками основной школы.

             Итак, нам предстояло апробировать различные модели портфолио. При его разработке мы ориентировались на 3 основных типа:

1 модель - «Портфолио документов» - портфель сертифицированных индивидуальных, собранных на протяжение всего периода обучения: аттестат, диплом, грамоты, свидетельства и др.

        Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

        Итоговая балльная оценка    делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации.   

         Но портфолио этого типа дает предстовление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т. п.

2 модель – «Портфолио работ»

         Представляет собой  собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

       Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением  его работ, представленных в  виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Данный вариант портфолио предполагает  качественную оценку, которая дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

А вот   количественная оценка требует разработки четкой критериальной базы и принятия ее на уровне муниципальной образовательной сети.

3 модель – «Портфолио отзывов» - включает в себя оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе,   рекомендательных писем и прочее.

              Рассматривая возможности расширения использования портфолио необходимо отметить, что:

- портфолио – наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсов по выбору;

-портфилио отражает самооценку, самоанализ учащегося, перспективы его дальнейшей деятельности, социальную практику, а это и есть направление профильной ориентации;

-портфолио объединяет  учащихся, педагогов и родителей, так как каждый из них заинтересован в том, чтобы показать рост ученика, его активность, его возможности и особенности;

-особая роль портфолио заключается в его воспитательной функции в целом и в воспитании культуры предъявления себя, своих достиженй в частности.

               Каждая из представленных моделей  имеет как преимущества, так и определенные недостатки. Поэтому в ходе эксперимента  предлагается  конструировать и апробировать либо комплексные модели портфолио, либо простые.

              Мы провели опрос учащихся, учителей и родителей: Какая из моделей портфолио кажется вам наиболее приемлемой? Результаты опроса показали, что  большая  часть опрошенных  предпочла  комплексную  модель как  наиболее  эффективную и  востребованную.

            Научно – методической  службой гимназии  были  разработаны документы, вошедшие в портфолио наших  учащихся.

            Вместе с тем  следует  отметить, что в ходе работы портфолио  возникли требующие решение проблемы:

v   Прежде всего - разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его  наполнения  и результатов оценивания. Создания отработанной и единой для различных образовательных учреждений критериальной базы и  способов  оценивания.  

v   Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки.

v   Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования, довузовской подготовки и др.

v   В условиях нашего небольшого района, когда реальностью является переход учащихся старшей ступени из одной школы в другую, необходимо разработать и утвердить на районном уровне единую модель портфолио.

 

Таким образам, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

q       Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

q       Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

q       Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

q       Формировать умение учиться-ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

q       Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

q       Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 

Hosted by uCoz