Портфолио, образовательный рейтинг учащихся.
Сегодня
в мире растет понимание того, что
стандартная процедура экзамена,
опирающаяся, как правило, на
тестирование, не позволяет отразить
многие умения и навыки, которые
необходимо формировать у учащихся для
обеспечения их успешных жизненных и
профессиональных стратегий после
окончания школы. Наиболее часто
используемые, стандартизированные
тесты не могут оценить как «продвинутые
навыки» учащихся, так и их умения
выполнять задания в реальной жизненной
ситуации. Широкое применение тестов как
арбитров многих школьных и вузовских
решений является ограничением для
развития важнейших поведенческих
навыков и ключевых компетенций, которые
сегодня востребованы в
профессиональном образовании, на
большинстве рабочих мест и в
повседневной гражданской жизни. И
конечно, менее всего они настроены на
выявление индивидуальных возможностей
и склонностей. Анализ
зарубежного опыта российской практике
показывают, что важным инструментом
решения подобных образовательных задач
является портфель индивидуальных
образовательных достижений (портфолио)
школьника. Включившись во
внутришкольный эксперимент, наряду с
результатами итоговой аттестации, мы
взяли портфолио в качестве одной из
составляющих образовательного рейтинга
выпускников основной школы. Нам
предстояло апробировать различные
модели портфолио.
Задача
эксперимента заключатся в следующем: ·
Проверить
жизнеспособность и операциональность
предложенных моделей портфолио
учащихся; ·
Выбрать
оптимальную структуру портфолио; ·
Получить
ответы на вопросы, касающихся
критереальной базы в оценке портфолио,
механизмов и его введение, возможности
учёта при определении образовательного
рейтинга ученика, а также расширение
сферы его применения за рамками
основной школы.
Итак, нам
предстояло апробировать различные
модели портфолио. При его разработке мы
ориентировались на 3 основных типа: 1 модель
-
«Портфолио документов»
-
портфель сертифицированных
индивидуальных, собранных на протяжение
всего периода обучения: аттестат, диплом,
грамоты, свидетельства и др.
Подобная модель предполагает
возможность как качественной, так и
количественной оценки материалов
портфолио. Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации.
Но портфолио этого типа дает
предстовление о результатах, но не
описывает процесса индивидуального
развития ученика, разнообразие его
творческой активности, его учебного
стиля, интересов и т. п. 2
модель – «Портфолио работ» Представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Портфолио оформляется в виде творческой
книжки ученика с приложением
его работ, представленных в
виде текстов, электронных версий,
фотографий, видеозаписей. Данный
вариант портфолио предполагает
качественную оценку, которая
дополняет результаты итоговой
аттестации, но не может войти в
образовательный рейтинг ученика в
качестве суммарной составляющей. А
вот количественная
оценка требует разработки четкой
критериальной базы и принятия ее на
уровне муниципальной образовательной
сети. 3
модель – «Портфолио отзывов» -
включает в себя оценку школьником своих
достижений, проделанный им анализ
различных видов учебной деятельности и
ее результатов, резюме, планирование
будущих этапов, а также отзывы,
представленные учителями, родителями,
возможно одноклассниками, работниками
системы дополнительного образования и
др. портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Рассматривая
возможности расширения использования
портфолио необходимо отметить, что: -
портфолио – наиболее удобная форма для
отражения перечня и результатов
прохождения курсов по выбору; -портфилио
отражает самооценку, самоанализ
учащегося, перспективы его дальнейшей
деятельности, социальную практику, а это
и есть направление профильной
ориентации; -портфолио
объединяет учащихся,
педагогов и родителей, так как каждый из
них заинтересован в том, чтобы показать
рост ученика, его активность, его
возможности и особенности; -особая
роль портфолио заключается в его
воспитательной функции в целом и в
воспитании культуры предъявления себя,
своих достиженй в частности. Каждая из представленных моделей имеет как преимущества, так и определенные недостатки. Поэтому в ходе эксперимента предлагается конструировать и апробировать либо комплексные модели портфолио, либо простые. Мы провели опрос учащихся, учителей и родителей: Какая из моделей портфолио кажется вам наиболее приемлемой? Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных предпочла комплексную модель как наиболее эффективную и востребованную.
Научно –
методической службой гимназии
были разработаны
документы, вошедшие в портфолио наших
учащихся.
Вместе
с тем следует
отметить, что в ходе работы
портфолио возникли
требующие решение проблемы: v
Прежде
всего - разработка механизмов,
обеспечивающих достоверность портфолио
выпускника школы, прозрачность его
наполнения и
результатов оценивания. Создания
отработанной и единой для различных
образовательных учреждений
критериальной базы и
способов оценивания.
v
Организация
структур и служб, осуществляющих
контроль и координацию работы с
портфолио и отвечающих за разработку
показателей и критериев его оценки. v
Организация
взаимодействия всех участников
образовательного процесса, включая
учреждения дополнительного образования,
довузовской подготовки и др. v
В условиях
нашего небольшого района, когда
реальностью является переход учащихся
старшей ступени из одной школы в другую,
необходимо разработать и утвердить на
районном уровне единую модель портфолио. Таким
образам, портфолио не только является
современной эффективной формой
оценивания, но и помогает решать
следующие важные педагогические задачи: q
Поддерживать
и стимулировать учебную мотивацию
школьников; q
Поощрять
их активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и
самообучения; q
Развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся; q
Формировать
умение учиться-ставить цели,
планировать и организовывать
собственную учебную деятельность; q
Содействовать
индивидуализации (персонализации)
образования школьников; q
Закладывать
дополнительные предпосылки и
возможности для успешной социализации. |