Оценка результативности
учебного процесса.
Кафедра
точных наук работает по экспериментальной
теме: «Апробация и внедрение различных форм
мониторинга учебно-воспитательного
процесса».
Как оценить динамику изменений в учебном и личном росте ребенка? Для решения поставленной задачи используются такие параметры результативности учебного процесса, как обученность и обучаемость.
1.
Обученность – это не что иное, как
уровень учебных достижений, предметных
знаний, умений и навыков, приобретенных
учеником для самостоятельной деятельности.
Мерой обученности ученика является отметка
по предмету. Для учителя – оценка
эффективности его работы.
2.
Обучаемость – уровень учебных
возможностей ученика в данное время и по
данному предмету. Уровень обучаемости – не
клеймо, а динамический изменяющийся
параметр, зависящий как от наследственных
задатков, так и от социальных условий. И
рост этого параметра, пусть и небольшой,
наиболее точно определяет
результативность личностно-ориентированного
учебного процесса.
Образно
говоря, мы понимаем,
что из ростка скромной фиалки ни при каких
социальных условий не вырастит розовый
куст. Однако и фиалка может быть растоптана,
может просто завянуть, а может и расцвести к
своей радости.
Учителя математики в начале процесса
обучения сталкиваются со слабым развитием
вычислительных навыков, незнанием
алгоритмов и правил выполнения основных
математический действий, их
неотработанностью, недостаточным
развитием общеучебных умений и навыков. Все
это выявляется при комплексной или
частичной диагностике учащихся в начале
учебного года.
Комплексная диагностика учащихся
проводится по следующим параметрам:
·
Уровень мотивации
·
Обученность (проверка актуального
уровня знаний АУЗ).
·
Общеучебные умения и навыки (ОУУН),
их уровень сформированности
Первый этап работы – выявление уровня мотивации учащихся. С этой целью ученикам даётся анкета следующего содержания:
Уровень мотивации.
1.
Нравится ли тебе предмет «математика»?
да
_____
нет ______
не очень ______
2.
Можешь ли ты объяснить почему?
не
могу объяснить ______
не задумывался ___________
просто
нужна _________
легкий предмет ___________
интересно
___________
3.
Нужна ли тебе математика?
да
________
нет ____________
4.
Если нужна, попробуй объяснить – зачем,
если нет – то почему?
подсчитать
сдачу ____
пригодится _________
не
задумывался _______
поступить в институт ______
чтобы
быть умным _______
5.
Нужна ли тебе помощь при выполнении
домашних заданий?
да
________
нет ____________
6.
Как ты оцениваешь свои знания по
математике?
имею
«3» _____
знаю на «4» ______
могу
на «5» ______
могу на «4» ______
7.
Что является причиной твоих неуспехов
или неудач, если они случаются?
невнимательность
_______ лень
_________
не
знаю ___________
запущенность ________
8.
Хочешь ли ты улучшить свои результаты
по математике?
да
________
нет _______
всё
равно ________
не знаю _________
После
обсуждения результатов анкетирования
учащимся даётся объяснение и на
практическом опыте они убеждаются, что
запоминая алгоритмы, правила решения, можно
тренировать память.
Результаты ответов подсказывают
учителю способ действия в процессе
обучения, позволяют найти неиспользованные
резервы для дальнейшей работе. Причину
неудач, неуспехов по предмету учащиеся
видят в себе. Самое радостное, что
большинство учащихся хотят улучшить свои
результаты, и в этом им должен оказать
поддержку учитель.
Следующий этап: проверка актуального уровня знаний.
Предлагаемые
задания позволяют проверить актуальный
уровень знаний учащихся, необходимый для
дальнейшего изучения алгебры в 7 – 10
классах; дают возможность учителю в течение
четверти контролировать минимальный
уровень знаний, умений, навыков учащихся
для прохождения программы. Материалы
направлены на выявление недостаточно
сформированных узко предметных
компетенций. На усвоение простейших
математических операций при выполнении
действий с числами, при решении уравнений,
на проверку умения сохранять в памяти
правила, основные математические действия,
преобразования и алгоритмы. Неоднократное
выполнение одних и тех же заданий
закрепляет в памяти учащихся необходимые
правила и алгоритмы вычислений.
Проверка актуального уровня
знаний (АУЗ)
(обученность)
уровень предметных знаний, умений, оценка.
Алгебра
7 класс
Вариант
1
Вариант 2
Вычислите
1.
14 – 167
1. 18 – 129
2.
–23 – 61
2. -65 – 24
3.
-1,6 * (-3)
3. -3,6 * (-3)
4.
-43,4 : 0,2
4.
-71,2 : 0,2
5.
5.
6.
6.
7.
7.
8.
62
8. 72
Решить уравнения
9.
50х = 10
9. 40х = 20
10. 6х – 7 = 23
10. 5х – 3 = 17
11. 8 * (х - 2) = 7х – 3
11. 6 * (х - 1) = 5х – 3
12. 4 – (х - 3) = 3х – 7
12. 9 – (х - 5) = 7х – 2
13. Составить
уравнение по условию задачи:
Одно
число больше другого в 2
Одно число больше другого в 3
Раза.
Сумма чисел равна 33. Най-
раза. Сумма чисел равна 28. Най-
ти
эти числа. ти
эти числа.
Критерии
оценок:
12 -
13 заданий – «5»
9
– 11 заданий – «4»
6
– 8 заданий – «3»
4
– 5 заданий - «2»
2
– 3 заданий – «1»
Результаты
проверки, анализ контрольной работы,
позволяют учителю организовать
индивидуальную работу с каждым учащимся,
вовремя оказать необходимую помощь,
являются мобильным средством контроля и
оказания своевременной помощи.
На III
этапе отслеживается уровень
сформированности общеучебных умений и
навыков в форме тестирования. Эта работа
выполняется после изучения какой-то
конкретной учебной темы, после зачетной
работы, т.е. после того, как ученики усвоят
содержание темы.
На
предметном содержании пройденной темы
учитель проектирует специальную работу,
состоящую из 6 частей. В каждой части
вопросы определенного вида, определяющие
уровень владения конкретным мыслительным
навыком: анализ, синтез, сравнения, логика,
термины, выводы.
Тестовая работа на уровень
сформированности
интеллектуальных умений
и навыков (ОУУН).
Тема:
«Умножение многочлена на одночлен».
Алгебра
7 класс.
1.1
Какой закон используется при умножении
многочлена на одночлен?
А) переместительный
Б) сочетательный
С) распределительный
1.2
Чтобы умножить многочлен на одночлен,
нужно:
1._____________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________
2.1
Среди данных равенств укажите верное:
1. 9(х2 + 4х - 2)
2. –ар(3а – 5р2)
а)
9х2 + 13х – 18
а) -3ар + 5ар3
б)
9х2 – 36х + 18
б) -3а2р + 5ар3
в)
9х2 + 36х – 18
в) -3а2р – 5р3
3.1
Какое название присвоено данной процедуре?
5х2у – 10х = 5х(ху - 2)
а)
вынесение одночлена за скобки
б)
выделение общего множителя
в)
вынесение общего множителя за скобки
3.2
Не решая примера, скажите, корректно (да) или
некорректно (нет), следующее задание:
представить многочлен в виде произведения
одночлена на многочлен.
1. 4а2в
– 3а
2. 4а2в
– 3к
3. 6х2
– 12р
Результаты
заносятся в таблицу.
Таблица данных уровня
сформированности интеллектуальных умений
и навыков (ОУУН).
Ф.И. уч-ся | Анализ | Синтез | Сравнение | Прич.след св-ва | Термины | Вывод | Оценка |
Данные
исследования актуального уровня знаний (АУЗ),
доминирующего типа восприятия, уровня
сформированности общеучебных умений и
навыков – базовые данные для ученика и
учителя, на основании которых только и
возможно их осознанное взаимодействие.
Оценка
в графе «обученность» выставляется по
результатам АЗУ. «Обучаемость»
оценивается на основании выводов
уровня сформированности ОУУН.
Результативность учебного
процесса.
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Обученность |
Обучаемость |
ОУУН |