Оценка результативности учебного процесса.

 Кафедра точных наук работает по экспериментальной теме: «Апробация и внедрение различных форм мониторинга учебно-воспитательного процесса».

         Как оценить динамику изменений в учебном и личном росте ребенка? Для решения поставленной задачи используются такие параметры результативности учебного процесса, как обученность и обучаемость.

      1.     Обученность – это не что иное, как уровень учебных достижений, предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности. Мерой обученности ученика является отметка по предмету. Для учителя – оценка эффективности его работы.

2.     Обучаемость – уровень учебных возможностей ученика в данное время и по данному предмету. Уровень обучаемости – не клеймо, а динамический изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от социальных условий. И рост этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность личностно-ориентированного учебного процесса.

Образно говоря, мы понимаем, что из ростка скромной фиалки ни при каких социальных условий не вырастит розовый куст. Однако и фиалка может быть растоптана, может просто завянуть, а может и расцвести к своей радости.

    Учителя математики в начале процесса обучения сталкиваются со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математический действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков. Все это выявляется при комплексной или частичной диагностике учащихся в начале учебного года.

         Комплексная диагностика учащихся проводится по следующим параметрам:

·        Уровень мотивации

·        Обученность (проверка актуального уровня знаний АУЗ).

·        Общеучебные умения и навыки (ОУУН), их уровень сформированности

Первый этап работы – выявление уровня мотивации учащихся. С этой целью ученикам даётся анкета следующего содержания:

Уровень  мотивации.

1.     Нравится ли тебе предмет «математика»?

да _____                     нет ______                   не очень ______  

2.     Можешь ли ты объяснить почему?

не могу объяснить ______                не задумывался ___________

просто нужна _________                  легкий предмет ___________

интересно ___________

 

3.     Нужна ли тебе математика?

да ________                                      нет ____________

 

4.     Если нужна, попробуй объяснить – зачем, если нет – то почему?

подсчитать сдачу ____                    пригодится _________

не задумывался _______                 поступить в институт ______

чтобы быть умным _______

 

5.     Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий?

да ________                                     нет ____________

 

6.     Как ты оцениваешь свои знания по математике?

имею «3»  _____                             знаю на «4» ______

могу на «5»  ______                        могу на «4» ______

 

7.     Что является причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются?

невнимательность _______            лень _________

не знаю ___________                     запущенность ________

 

8.     Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?

да ________                                     нет _______

всё равно ________                        не знаю _________

 

 

После обсуждения результатов анкетирования учащимся даётся объяснение и на практическом опыте они убеждаются, что запоминая алгоритмы, правила решения, можно тренировать память.

         Результаты ответов подсказывают учителю способ действия в процессе обучения, позволяют найти неиспользованные резервы для дальнейшей работе. Причину неудач, неуспехов по предмету учащиеся видят в себе. Самое радостное, что большинство учащихся хотят улучшить свои результаты, и в этом им должен оказать поддержку учитель.

         Следующий этап: проверка актуального уровня знаний.

Предлагаемые задания позволяют проверить актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для дальнейшего изучения алгебры в 7 – 10 классах; дают возможность учителю в течение четверти контролировать минимальный уровень знаний, умений, навыков учащихся для прохождения программы. Материалы направлены на выявление недостаточно сформированных узко предметных компетенций. На усвоение простейших математических операций при выполнении действий с числами, при решении уравнений, на проверку умения сохранять в памяти правила, основные математические действия, преобразования и алгоритмы. Неоднократное выполнение одних и тех же заданий закрепляет в памяти учащихся необходимые правила и алгоритмы вычислений.

 

Проверка актуального уровня знаний (АУЗ)

(обученность) уровень предметных знаний, умений, оценка.

 

Алгебра 7 класс   

Вариант 1                                                                     Вариант 2

                                      Вычислите

1. 14 – 167                                                      1. 18 – 129

2. –23 – 61                                                         2. -65 – 24

3. -1,6 * (-3)                                                       3. -3,6 * (-3)

4. -43,4 : 0,2                                                       4.  -71,2 : 0,2

5.                                                               5.

6.                                                               6.

7.                                                             7.

8. 62                                                                   8. 72

 

                                 Решить уравнения

9. 50х = 10                                                       9. 40х = 20

    10. 6х – 7 = 23                                                 10. 5х – 3 = 17

    11. 8 * (х - 2) = 7х – 3                                     11. 6 * (х - 1) = 5х – 3

    12. 4 – (х - 3) = 3х – 7                                     12. 9 – (х - 5) = 7х – 2

 

                           13.  Составить уравнение по условию задачи:

Одно число больше другого в 2                      Одно число больше другого в 3

Раза. Сумма чисел равна 33. Най-                   раза. Сумма чисел равна 28. Най-

ти эти числа.                                                       ти эти числа.

 

Критерии оценок:

12 - 13 заданий – «5»

9 – 11 заданий – «4»

6 – 8 заданий – «3»

4 – 5 заданий - «2»

2 – 3 заданий – «1» 

 

Результаты проверки, анализ контрольной работы, позволяют учителю организовать индивидуальную работу с каждым учащимся, вовремя оказать необходимую помощь, являются мобильным средством контроля и оказания своевременной помощи.

         На III этапе отслеживается уровень сформированности общеучебных умений и навыков в форме тестирования. Эта работа выполняется после изучения какой-то конкретной учебной темы, после зачетной работы, т.е. после того, как ученики усвоят содержание темы.

На предметном содержании пройденной темы учитель проектирует специальную работу, состоящую из 6 частей. В каждой части вопросы определенного вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком: анализ, синтез, сравнения, логика, термины, выводы.

 

 

Тестовая работа на уровень

сформированности интеллектуальных умений

и навыков (ОУУН).

 

Тема: «Умножение многочлена на одночлен».

Алгебра 7 класс.

 

1.1   Какой закон используется при умножении многочлена на одночлен?

  А) переместительный

  Б) сочетательный

  С) распределительный

 

1.2   Чтобы умножить многочлен на одночлен, нужно:

1._____________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.1 Среди данных равенств укажите верное:

     1. 9(х2 + 4х - 2)                                           2. –ар(3а – 5р2)

а) 9х2 + 13х – 18                                              а) -3ар + 5ар3

б) 9х2 – 36х + 18                                              б) -3а2р + 5ар3

в) 9х2 + 36х – 18                                              в) -3а2р – 5р3

 

3.1 Какое название присвоено данной процедуре?

           2у – 10х = 5х(ху - 2)

а) вынесение одночлена за скобки

б) выделение общего множителя

в) вынесение общего множителя за скобки

 

3.2 Не решая примера, скажите, корректно (да) или некорректно (нет), следующее задание: представить многочлен в виде произведения одночлена на многочлен.

1. 4а2в – 3а

2. 4а2в – 3к

3. 6х2 – 12р

 

Результаты заносятся в таблицу.

 

Таблица данных уровня сформированности интеллектуальных умений и навыков (ОУУН).

Ф.И. уч-ся Анализ Синтез Сравнение Прич.след св-ва Термины Вывод Оценка
               
               
               

 

Данные исследования актуального уровня знаний (АУЗ), доминирующего типа восприятия, уровня сформированности общеучебных умений и навыков – базовые данные для ученика и учителя, на основании которых только и возможно их осознанное взаимодействие.

Оценка в графе «обученность» выставляется по результатам АЗУ. «Обучаемость»  оценивается на основании выводов уровня сформированности ОУУН.

 

Результативность учебного процесса.  

№ п/п

Ф.И. учащегося

Обученность

Обучаемость

ОУУН

         
         
         
Hosted by uCoz