Организации предпрофильной подготовки в основной школе. Курсы по выбору в предпрофильном обучении. Само понятие – «предпрофильная подготовка» является для отечественной школы новым. Формально оно появилось в тексте Концепции старшей профильной школы в 2003г. Там, в частности, говорится: «…
реализация идеи профилизации обучения
на старшей ступени ставит выпускника
основной ступени перед необходимостью
совершения ответственного выбора –
предварительного самоопределения в
отношений профилирующего направления
собственной деятельности». Введение
предпрофильной подготовки призвано
стать важным средством для выбора
профиля обучения
в старших классах. В соответствии с
приказом Минобразования России от 26.06.2003
год № 2757 «Об утверждении плана-графика
мероприятий по подготовке и введению
профильного обучения на старшей ступени
общего образования» планировался
всеобщий переход к
пред профильной подготовке в 9 классах с
2005-2006 учебного года. Однако по ряду
объективных причин эта дата передвинута
на 2008 год. Предпрофильная
подготовка представляет собой систему
педагогической, психологической,
информационной и организационной
поддержки учащихся основной школы,
содействующей их самоопределению по
завершению основного общего
образования. Подготовка
учащегося к выбору профиля обучения
предусматривает следующие этапы: -пропедевтический
(при завершении 8 класса или в начале 9
класса)- выявление образовательного
запроса учащихся. В апреле месяце на
заседании методического совета
определили цели
и задачи предпрофильной подготовки.
Провели анкетирование родителей и
учащихся 8 классов, разъяснительную
работу с ними. К концу учебного года мы
знали предварительные запросы детей и
родителей. Началась
большая подготовительная работа с
педагогами по составлению программ
элективных курсов. Практически мы были
знакомы лишь с общими требованиями к
содержанию элективных курсов. Поэтому
разработали опорные вопросы, схемы для
их составления. Основной
этап (в
период обучения в 9 кл.)-
обучение способам принятия решений
о выборе индивидуального маршрута
образовательной деятельности, анализ
возможных ограничений свободы выбора
профиля обучения, реализация «проб
выбора профиля обучения». Анализ
действующего Базисного учебного плана и
минимально необходимой потребности в
учебном времени на предпрофильную
подготовку позволяет определить, что
базовый минимальный объём
предпрофильной подготовки должен быть
равен примерно 100 учебным часам в год,
что в среднем составляет 3 учебных часа в
неделю. Эти 100 часов на предпрофильную
подготовку рекомендуется распределить
следующим образом: ориентировочно 2/3
объёма ( или 2 часа в неделю ) отводить на
два вида специально организованных
курса по выбору, 1/3(примерно 30-35 часов в
год) предлагается использовать для
информационной работы и профильной
ориентации. Прилагательное «элективный»
в переводе с латинского языка означает «избранный,
отобранный ». Отсюда следует, что любой
курс, названный в учебном плане
элективным должен выбираться. Следует отличать элективные
курсы от факультативных и спецкурсов.
Элективные курсы в пред профельной
падготовке делятся на: вст-слайды. Предметный курсы Анализ
действующего Базисного учебного плана и
минимально необходимой потребности в
учебном времени на предпрофильную
подготовку позволяет определить, что
базовый минимальный объём
предпрофильной подготовки должен быть
равен примерно 100 учебным часам на
предпрофильную подготовку
рекомендуется распределить следующим
образом: ориентировочно 2/3 объёма ( или 2часа
в неделю ) отводить на два вида
специально организованных курса по
выбору, 1/3(примерно 30-35 часов в год)
предлагается использовать для
информационной работы и профильной
ориентации. Прилагательное «элективный»
в переводе с латинского языка означает «избранный,
отобранный ». Отсюда следует, что любой
курс, названный в учебном плане
элективным должен выбираться. Следует отличать элективные
курсы от факультативных и спецкурсов.
Элективные курсы в пред профельной
подготовке делятся на: вст-слайды. Предметные курсы
- содержание и форм организации
этих курсов должны быть направлены на
расширение знаний ученика по тому или
иному учебному предмету. Ориентационные
курсы представляют собой занятия,
способствующие самоопределению ученика
относительно профиля обучения в старшей
школе. Эти курсы рекомендуется
организовывать в виде учебных модулей и
делать их относительно красочными (месяц,
четверть). Информационная
работа
– это организованное знакомство
учащихся 9-х классов с местными
образовательными учреждениями (для
возможного продолжения образования
после окончания основной школы),
изучение условий приема, особенностей
организации образовательного процесса,
образовательных программ, посещение
дней открытых дверей и др. К
предпрофильной подготовке также
относятся мероприятия по профильной
ориентации и психолого-педагогической
диагностике учащихся 9-х классов, их
анкетирование, консультирование,
организации «пробы сил» и т. п. Целью профильной
ориентации является оказанием
учащимся психолого-педагогической
поддержки в проектировании продолжения
обучения в профильных и непрофильных
классах старшей ступени, учреждения
начального и среднего
профессионального образования.
Профильная ориентация способствует
принятию школьниками решения о выборе
направления дальнейшего обучения и
созданию условий для повышения
готовности подростков к социальному,
профессиональному и культурному
самоопределению в целом.
Установочный педсовет.2004-2005
учебный год. Ряд проблем. Установочное
родительское собрание для ознакомления
родителей с задачами предпрофильного
обучения. Психолого-педагогическое
тестирование, собеседования и
параллельное анкетирование с целью
изучения образовательных запросов
учащихся и их родителей. В
мае-августе учителя составляли
программы предметно-ориентированных и
меж. предметных курсов по тем темам,
которые интересны самим учителям. В
сентябре состоялась их презентация (9
класс, актовый зал). Ряд предложенных
программ не заинтересовали учащихся, т.к.
оказались не оригинальными,
неактуальными и бесполезными для
повседневной жизни. Список
курсов.
До
середины сентября учащиеся переходили с
курса на курс, но к концу месяца было
составлено расписание. Большинство
учащихся, как видим, выбрало предметно-ориентированные
курсы. Они помогают ученикам
реализовать свой интерес к конкретным
учебным предметам, уточнить способность
и готовность осваивать материал на
повышенном уровне. Поскольку курсы
организовывались не по классам, а в
параллели, то появилась возможность
каждую четверть создавать 8-9 курсов. К сожалению, менее
востребованными оказались
ориентированные курсы. Это, на наш
взгляд, произошло потому, что программы
этих курсов проработаны слабо. Среди них
мы можем отметить лишь: «психология
личности», «основы журналистики». Элективные курсы в 9 классах
мы вводим за счет системы
дополнительного образования. Требуют
использования новых технологий. Чтобы активизировать
учебную деятельность, каждый курс
заканчивает коллективную или
индивидуальную творческую работу..
перед классным руководителем была
поставлена задача организации
профориентационной работы. Сейчас идет разработка
элективного курса « Профессиональная
ориентация». В соответствии с его
программой учащиеся будут знакомиться с
состоянием и
перспективами развития рынка, с
материалами служб и центров занятости
населения, изучают классификацию
профессий, получают исчерпывающую
информацию о сети начального, среднего и
высшего профессионального образования
в КБР, о правилах приема в учебных
заведения. К марту 9 классы должны
определиться с профилем обучения и
экзаменами по выбору. В последней четверти программы всех элективных курсов будет направлено на подготовку к экзаменам. Главным
результатом пред
профильной подготовки
мы считаем организацию профильных
классов . Зачисление в профильные
классы ведёт экспертная комиссия на
основании соответствующего
Положения, которое сегодня нуждается в
доработки. Состав
и порядок работы комиссия доводится
сведения выпускников 9-х классов
и их родителей не позднее, чем за два месяца до
начало экзаменов. Все
спорные вопросы при проведении итоговой
аттестации и формировании профильных
классов рассматриваются конфликтной
комиссией. Сегодня
в методической литературе
прорабатываются различные модели
построения рейтинга выпускников
основной школы. Основными составляющими,
на наш взгляд, рейтинга должны стать
результаты итоговой аттестации
выпускников и совокупность
индивидуальных образовательных
должностей ученика («портфель учебных
достижений»).
|