Урок по тема: «Реляционные базы данных».

 Цели: объяснить основные особенности и области применения реляционных баз данных; развитие критического мышления; навыков составления полей для различных баз данных и выделения ключа; воспитание бережного отношения к компьютерной технике, толерантной  работе в группе.

Оснащение урока: комплект компьютерной техники  (7 компьютеров), компьютерная презентация на тему «Базы данных», таблицы-примеры реляционных баз данных, карточки с примерами баз данных для индивидуальной работы.

 

План урока.

  1. Опрос-повторение, используя презентацию. (7мин)

  2. Ввод новых знаний (развитие критического мышления). (18мин)

  3. Закрепление новой темы (практическая работа за компьютером).(10мин)

  4. Подведение итогов.(5мин)

  5. Домашнее задание.

 

Ход урока.

I. Опрос-повторение, используя презентацию.

 

Вопрос: Что мы уже знаем о базах данных ?

Предполагаемые ответы:

1.      База данных- организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения

2.      Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

3.      Фактографические базы данных -содержат краткие сведения об описываемых объектах Примеры

4.      Документальные базы данных содержат обширную информацию самого разного типа. Примеры

5.      Типы информации в документальной базе данных:

v     текстовая

v     графическая

v     звуковая

v     мультимедийная

6. Благодаря аппаратно-программным средствам стираются границы между фактографическими и документальными БД. Любой документ (текстовый, графический, звуковой) можно подключить к фактографической базе данных  ;и наоборот из фактографической БД можно обратиться к документальной по гиперссылкам.

7.Распределенная базы данныхразбиты на части, которые могут храниться на множестве компьютеров, объединенных сетью.

II. Ввод новых знаний.

А)Учащимся предлагается  сформировать вопросы по схеме «Что я хочу узнать о реляционной базе данных».

Вопросы записываются на доске для последующего анализа.

Б)  Работа с учебником под редакцией И.Симакина,  параграф 26. «Реляционные базы данных».

Предлагается разбить текст на фрагменты и по прочитанному  абзацу закончить текст ( предположить логический исход мысли.)

1 фрагмент  Какие табличные базы данных мы  используем каждый день?

§         Расписание занятий

§         Расписание электричек

§         Таблица футбольного чемпионата

§         Журнал учителя

§         Расписание электричек.

2 фрагмент  Вопрос.

Что есть поле БД? Придумать поля для БД «Погода».

 

ДАТА

ОСАДКИ

ТЕМПЕРАТУРА

ДАВЛЕНИЕ

ВЛАЖНОСТЬ

12.01.05

СНЕГ

-10

48

95

 

Что есть запись базы данных?

 

Сделать вывод:

В поле множество объектов имеют одноименные свойства.

В записи описываются имеющиеся свойства данного объекта

 

3 фрагмент 

Главным ключом, ключевым полем в БД называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей.

Определить, что является ключевым поле в БД  «Погода», «Средние школы районных центров»?

 

Что является составным ключом в БД «Средние школы районных центров»?

Город

Номер школы

Директор

Адрес

Телефон

Крюково

1

Иванов А.П.

Пушкина5

12-35-48

Шадринск

1

Строев С.С.

Лесная 14

4-323-11

Шадринск

2

Иванов А.П

Мира 34

4-33-24

 

4 фрагмент 

Четыре основные типа полей используются в БД:

v     ЧИСЛОВОЙ

v     СИМВОЛЬНЫЙ

v     ДАТА

v     ЛОГИЧЕСКИЙ

 

Какие значения могут принимать поля различных типов.

ЧИСЛОВОЙ- только число

СИМВОЛЬНЫЙ-слова, тексты, коды

ДАТА- календарные даты в форме (месяц/день/год)

ЛОГИЧЕСКИЙ «да», «нет»; «истина», «ложь»; «true», «false»

 

5фрагмент 

 

Какие операции можно производить с числовыми данными.

 

III.             Закрепление новой темы (практическая работа за компьютером).(10)

 Учащимся предлагается загрузить приложение Microsoft Access  и придумать поля для Баз данных:

«Кинофильмы»

«Мои посещения врача»

«Страны Мира»

«Телефонный справочник»

«Мои одноклассники»

«Школьная библиотека»

«Аэропорт»

IV.Подведение итогов.(5)

На какие вопросы заданные в начале урока получили ответы?

V.Домашнее задание :

параграф 26-учить

отвечать на вопросы 1-11

 

на уровень вверх

Hosted by uCoz