Урок по тема: «Реляционные базы данных».
Цели: объяснить основные особенности и
области применения реляционных баз данных;
развитие критического мышления; навыков
составления полей для различных баз данных
и выделения ключа; воспитание
бережного отношения к компьютерной технике,
толерантной работе
в группе.
Оснащение
урока: комплект компьютерной техники
(7 компьютеров), компьютерная
презентация на тему «Базы данных», таблицы-примеры
реляционных баз данных, карточки с
примерами баз данных для индивидуальной
работы.
План
урока.
Опрос-повторение,
используя презентацию. (7мин)
Ввод новых знаний
(развитие критического мышления). (18мин)
Закрепление новой
темы (практическая работа за компьютером).(10мин)
Подведение итогов.(5мин)
Домашнее задание.
Ход
урока.
I.
Опрос-повторение, используя презентацию.
Вопрос:
Что мы уже знаем о базах данных ?
Предполагаемые
ответы:
1. База данных- организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения
2. Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.
3. Фактографические базы данных -содержат краткие сведения об описываемых объектах Примеры
4. Документальные базы данных содержат обширную информацию самого разного типа. Примеры
5. Типы информации в документальной базе данных:
v текстовая
v графическая
v звуковая
v мультимедийная
6. Благодаря аппаратно-программным средствам стираются границы между фактографическими и документальными БД. Любой документ (текстовый, графический, звуковой) можно подключить к фактографической базе данных ;и наоборот из фактографической БД можно обратиться к документальной по гиперссылкам.
7.Распределенная базы данных – разбиты на части, которые могут храниться на множестве компьютеров, объединенных сетью.
II.
Ввод новых знаний.
А)Учащимся
предлагается сформировать
вопросы по схеме «Что я хочу узнать о
реляционной базе данных».
Вопросы
записываются на доске для последующего
анализа.
Б)
Работа с учебником под редакцией И.Симакина,
параграф 26. «Реляционные базы данных».
Предлагается
разбить текст на фрагменты и по
прочитанному абзацу
закончить текст ( предположить логический
исход мысли.)
1
фрагмент
Какие табличные базы данных мы
используем каждый день?
§
Расписание
занятий
§
Расписание
электричек
§
Таблица
футбольного чемпионата
§
Журнал учителя
§
Расписание
электричек.
2
фрагмент
Вопрос.
Что
есть поле БД? Придумать поля для БД «Погода».
ДАТА |
ОСАДКИ |
ТЕМПЕРАТУРА |
ДАВЛЕНИЕ |
ВЛАЖНОСТЬ |
12.01.05 |
СНЕГ |
-10 |
48 |
95 |
Что
есть запись базы данных?
Сделать
вывод:
В
поле множество объектов имеют одноименные
свойства.
В
записи описываются имеющиеся свойства
данного объекта
3
фрагмент
Главным
ключом, ключевым полем в БД называют поле (или
совокупность полей), значение которого не
повторяется у разных записей.
Определить,
что является ключевым поле в БД
«Погода», «Средние школы районных
центров»?
Что
является составным ключом в БД «Средние
школы районных центров»?
Город |
Номер школы |
Директор |
Адрес |
Телефон |
Крюково |
1 |
Иванов А.П. |
Пушкина5 |
12-35-48 |
Шадринск |
1 |
Строев С.С. |
Лесная 14 |
4-323-11 |
Шадринск |
2 |
Иванов А.П |
Мира 34 |
4-33-24 |
4
фрагмент
Четыре
основные типа полей используются в БД:
v
ЧИСЛОВОЙ
v
СИМВОЛЬНЫЙ
v
ДАТА
v
ЛОГИЧЕСКИЙ
Какие значения могут принимать поля
различных типов.
ЧИСЛОВОЙ- только число
СИМВОЛЬНЫЙ-слова, тексты, коды
ДАТА- календарные даты в форме (месяц/день/год)
ЛОГИЧЕСКИЙ «да», «нет»; «истина», «ложь»;
«true»,
«false»
5фрагмент
Какие операции можно производить с
числовыми данными.
III.
Закрепление новой темы (практическая
работа за компьютером).(10)
Учащимся
предлагается загрузить приложение Microsoft
Access
и придумать поля для Баз данных:
«Кинофильмы»
«Мои посещения врача»
«Страны
Мира»
«Телефонный справочник»
«Мои
одноклассники»
«Школьная библиотека»
«Аэропорт»
IV.Подведение
итогов.(5)
На
какие вопросы заданные в начале урока
получили ответы?
V.Домашнее
задание :
параграф
26-учить
отвечать на вопросы 1-11