Современная методическая мысль всецело
принимает тезис В.Ф. Асмуса о том, что чтение художественной литературы
—
это «труд и творчество». Что
это означает по отношению к преподаванию литературы в школе?
Художественная литература
—
искусство, и её восприятие
связано с эстетическими переживаниями, с волнующим чувством прекрасного,
облагораживающим и возвышающим человека, зовущим его на борьбу за
утверждение этого прекрасного в жизни.
Эстетические переживания носят глубоко интимный характер, они
связаны с жизненным опытом, идейной направленностью личности. И поскольку
каждая личность имеет свои особенности миропонимания, жизненного опыта,
интересов и склонностей, неизбежны и некоторые отличия в полноте и характере
художественного восприятия. Поэтому своё отношение к произведению в
известной мере характеризует глубину и органичность его восприятия.
Труд читателя заключается в активном стремлении воспроизвести в
воображении, в мире чувств и мыслей художественные образы, глубоко проникая
в сущность художественной мысли автора, обогащая в то же время свой круг
жизненных понятий, культуру чувств.
Мы знаем, что творчество писателя есть исследование истины, и нам,
учителям
—
словесникам, важно не любое
«своё» мнение, а истинное, объективно верное мнение, глубоко пережитое
учащимися и потому по-своему, с присущими его личности свойствами,
акцентированное и выраженное.
Живое, активное восприятие литературы делает учеников зорче,
открывает глаза на явление внешнего мира и на внутренний мир человека,
раскрывает в них самих себя, обогащает чувства и мысли, пробуждает к
творчеству. Восприятие произведения связано со стремлением поделиться
впечатлениями с другими, выразить своё отношение к прочитанному. Это
естественное стремление
находит выражение на таких уроках, как уроки
—
конференции.
Уроки
—
конференции являются
сложными. В выборе книг приходится порой полагаться на себя. Надо подбирать
художественные произведения так, чтобы каждый урок
—
конференция стал ступенью в
нравственном, эстетическом отношении, чтобы выбранная для чтения книга имела
жанровую, идейно
-
тематическую, проблемную связь с теми произведениями,
что изучаются в курсе школьной программы.
Задолго до урока
—
конференции учащимся обычно
поручается собрать материал о жизни и творчестве автора произведения, по
которому будет проводиться урок
—
конференция. Кроме этого,
учащиеся рисуют иллюстрации к прочитанному произведению. К себе в помощники
обычно выбираю 2-З ученика, которые любят читать книги. Они контролируют
чтение товарищей, помогают им приобрести книги для прочтения нужного
произведения. Перед уроком
—
конференцией ребята охотно рассказывают и слушают своих товарищей, делают
записи в тетрадях. Перед уроком предлагаются вопросы к уроку и вопросы к
викторине (итоги подводятся непосредственно на конференции, и победителям
вручают призы). При чтении и анализе книги важна глубокая эмоциональная
отзывчивость учащихся, их способность чувствовать, улавливать авторское
отношение к описываемым событиям, к жизни.
В заключении урока
—
конференции подвожу итог
всему сказанному, подчеркиваю еще раз злободневность проблем, поставленных
писателем.
Обычно такие уроки
—
конференции производят на учеников глубокое впечатление,
заставляют задуматься над многими нравственными проблемами.
Уроки
—
конференции заставляют меня
все время самосовершенствоваться, искать такие пути, и методы и формы
обучения, которые обогащают мысли и чувства моих учеников.