Назад

Сасова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКОВ - КОНФЕРЕНЦИЙ

 

          Современная методическая мысль всецело принимает тезис В.Ф. Асмуса о том, что чтение художественной литературы это «труд и творчество». Что это означает по отношению к преподаванию литературы в школе?
         Художественная литература
искусство, и её восприятие связано с эстетическими переживаниями, с волнующим чувством прекрасного, облагораживающим и возвышающим человека, зовущим его на борьбу за утверждение этого прекрасного в жизни.
        Эстетические переживания носят глубоко интимный характер, они связаны с жизненным опытом, идейной направленностью личности. И поскольку каждая личность имеет свои особенности миропонимания, жизненного опыта, интересов и склонностей, неизбежны и некоторые отличия в полноте и характере художественного восприятия. Поэтому своё отношение к произведению в известной мере характеризует глубину и органичность его восприятия.
        Труд читателя заключается в активном стремлении воспроизвести в воображении, в мире чувств и мыслей художественные образы, глубоко проникая в сущность художественной мысли автора, обогащая в то же время свой круг жизненных понятий, культуру чувств.
        Мы знаем, что творчество писателя есть исследование истины, и нам, учителям
словесникам, важно не любое «своё» мнение, а истинное, объективно верное мнение, глубоко пережитое учащимися и потому по-своему, с присущими его личности свойствами, акцентированное и выраженное.
         Живое, активное восприятие литературы делает учеников зорче, открывает глаза на явление внешнего мира и на внутренний мир человека, раскрывает в них самих себя, обогащает чувства и мысли, пробуждает к творчеству. Восприятие произведения связано со стремлением поделиться впечатлениями с другими, выразить своё отношение к прочитанному. Это

естественное стремление находит выражение на таких уроках, как уроки конференции.
         Уроки
конференции являются сложными. В выборе книг приходится порой полагаться на себя. Надо подбирать художественные произведения так, чтобы каждый урок конференция стал ступенью в нравственном, эстетическом отношении, чтобы выбранная для чтения книга имела жанровую, идейно - тематическую, проблемную связь с теми произведениями, что изучаются в курсе школьной программы.
       Задолго до урока
конференции учащимся обычно поручается собрать материал о жизни и творчестве автора произведения, по которому будет проводиться урок конференция. Кроме этого, учащиеся рисуют иллюстрации к прочитанному произведению. К себе в помощники обычно выбираю 2-З ученика, которые любят читать книги. Они контролируют чтение товарищей, помогают им приобрести книги для прочтения нужного произведения. Перед уроком конференцией ребята охотно рассказывают и слушают своих товарищей, делают записи в тетрадях. Перед уроком предлагаются вопросы к уроку и вопросы к викторине (итоги подводятся непосредственно на конференции, и победителям вручают призы). При чтении и анализе книги важна глубокая эмоциональная отзывчивость учащихся, их способность чувствовать, улавливать авторское отношение к описываемым событиям, к жизни.
         В заключении урока
конференции подвожу итог всему сказанному, подчеркиваю еще раз злободневность проблем, поставленных писателем.
Обычно такие уроки
конференции производят на учеников глубокое впечатление, заставляют задуматься над многими нравственными проблемами.
          Уроки
конференции заставляют меня все время самосовершенствоваться, искать такие пути, и методы и формы обучения, которые обогащают мысли и чувства моих учеников.
          

Урок - конференция по книге В. Быкова «Облава»

Урок- конференция по повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши»

Назад

Hosted by uCoz