Назад

Учитель русского языка и литературы высшей категории Егорова Ольга Александровна , победитель районного конкурса "Учитель года - 2001", лауреат республиканского конкурса "Учитель года - 2001"

          Моя педагогическая философия.

Если вышел ты в этот путь,
Преисполнись мечтой широкой
Смелым, сильным будь,
Верным Рыцарем без упрека.

      Сказать, что я всегда мечтала быть учителем, это значит сказать неправду. Желание поступить в педагогический институт пришло как-то само. Наверно, этому способствовали слова моих учителей о том, что педагог - это моё. Но когда я впервые вошла в класс, увидела обращенные на меня глаза учеников (правда, это были второклассники), поняла сама: сомнений быть не может - я хочу стать учителем, учителем русского языка и литературы. Это были мои любимые предметы в школе. А мой учитель для меня и сейчас остаётся примером. Я ей очень благодарна, потому что за все годы работы в школе нисколько не пожалела о своём выборе. 

       Родина начинается с матери. Но мне кажется, что и с учителя тоже. Ведь именно учитель призван сделать осмысленным и зримым представление о мире как о прекрасном и вечном, представление, которое вместе с жизнью даёт ребенку мать. У Сухомлинского есть книга "Сердце отдаю детям". Как он прав. Ведь на самом деле учитель не только даёт новые знания, но и ежедневно, ежечасно отдаёт своё сердце детям. 

        У каждой эпохи - свой образ учителя. Но каждый учитель вносит в этот образ что-то своё. Для меня образ педагога складывается из душевной теплоты, материнской заботы, чувства романтики, бескорыстия, воодушевления в самых тяжёлых обстоятельствах, знаний предмета, постоянного поиска, увлеченности работой, знание своих учеников и великой любви к ним. А учитель русского языка и литературы - это особый учитель. Ты не просто обучаешь грамотному письму и знанию произведений художественной литературы, ты обучаешь жизни, великодушию, благородству, уважению и вниманию к достоинству и чести человека, умению мыслить, выбирать единственно верное решение. Это обучение идет ежеминутно, ежечасно, повседневно, каждой мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой ты в радости и печали. Ведь ученики подобно губке воспринимают все, впитывают в себя. Поэтому каждый свой урок я подчиняю одному правилу: "Ученику на уроке должно быть интересно!" Я знаю, что настоящий учитель остаётся в сердцах учеников своих надолго, навсегда. И стал ли ты для ребят "настоящим", покажет время. 

         Труд учителя ни с чем не сравним. Если пекарь уже через час видит плоды своих забот, человек, работающий на земле, через несколько месяцев будет любоваться тем, что выросло из семян, брошенных его рукой, то учителю же нужно трудиться годы и годы, чтобы увидеть своё творение. Ведь душа ребенка - это чистый лист. Ты являешься творцом будущего человека. Творение это - лицо учителя. 

           Все мы были когда-то учениками. Кто-то примерным, кто-то нет. И мои ученики такие разные: маленькие и те, кто уже заканчивает школу, шумные и тихие, озорные и послушные. Я стараюсь сделать так, чтобы они были не только хорошистами и отличниками, а просто хорошими людьми. Сказать эти слова легко, труднее - добиться. Этого в программах и методических пособиях не разработано. Достичь этого можно только в процессе взаимоотношений учителей с учениками, их родителями. 

           Сейчас (да как и в любое время) работать учителем в школе очень сложно, трудно и ответственно. Наша работа ежедневная, скромная, неприметная. Но нет и не было ничего более важного и нужного на земле. Учитель не стареет душой никогда, потому что всегда среди детей. Они нам не дают стареть. Разве это не здорово? Идут года. Появляются новые типы школ, меняются программы и учебники, школьные предметы, но остаётся неизменным одно: Звенит звонок. Учитель у доски. Приветливая улыбка. Затихший класс.

- Здравствуйте...
- Я расскажу вам...
- Мы отправимся...
- Мы научимся...
Может, какие-то профессии стали и станут со временем устаревшими. Но только не моя. В этом я уверена! Мне очень дороги строки стихотворения В. Лунёва "Работаю учителем". Они - моё видение этой профессии:
                               Тетради и книжки, и школьные доски,
                               И класс мой - нелёгкая радость моя.
                               Учителю в школе работать не просто,
                               Учителем в школе работаю я.

              Я в душах пишу, как на белых страницах,
              В живые сердца я вхожу, как в тома,
              Вхожу - и в глазах начинают светиться
              Созвездия чувств и зарницы ума.

                              Мне большего счастья, чем это, не надо.
                              Стучит, переполнено им до краев,
                              Дня юного племени - юного сада,
                              Настежь открытое сердце моё!

 Назад

Hosted by uCoz