Нормативно
- правовая база эксперимента по
ведению предпрофильной подготовки и
профильного обучения.
Российское образование
предъявляет сегодня школе новые
требования. Важнейшим
социальным требованием к школе,
заявленным в Концепции модернизации
российского образования на период до
2010 года, в других стратегических
документах является ориентация
образования не только на
усвоение обучающимися определённой
суммы знаний. Первоочередной задачей
сегодня должно стать развитие
личности молодых граждан России,
формирование у них познавательных и
созидательных способностей,
необходимых для успешной
социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда.
Основные направления
модернизации:
-
разработка и введение стандартов
общего пользования;
-
ЕГЭ;
-
нормативное подушевое
финансирование;
-
ГИФО;
-
организация предпрофильной
подготовки и профильного обучения
старшеклассников.
И если о ЕГЭ сегодня не говорит
только ленивый, то вопросы
профилизации проработаны
значительно слабее.
Российская школа накопила
немалый опыт по дифференцированному
обучению учащихся. Первая попытка
осуществления дифференциации обучения
в школе относится к 1864 году.
Соответствующий Указ предусматривал
организацию семиклассных гимназий
двух типов: классическая (цель -
подготовка в университет) и реальная
(цель - подготовка к практической
деятельности и к поступлению в
специализированные учебные
заведения).
Новый импульс идея профильного
обучения получила в процессе
подготовки в 1915-16 годах реформы
образования, осуществлявшейся под
руководством Министра просвещения П.И.
Игнатьева. По предложенной структуре
4-7 классы гимназии разделялись на три
ветви: ново-гуманитарную,
гуманитарно-классическую, реальную.
В 1918 году состоялся первый
Всероссийский съезд работников
просвещения, и было разработано
Положение о единой трудовой школе,
предусматривающее профилизации
содержания обучения на старшей
ступени школы. В старших классах
средней школы выделялись три
направления: гуманитарное,
естественно-математическое и
техническое.
В 1934 году ЦК ВКП(б) и Совет
Народных комиссаров СССР принимают
постановление "О структуре
начальной и средней школы в СССР",
предусматривающее единый учебный
план и единые учебные программы.
Однако введение на всей территории
СССР единой школы со временем
высветило серьёзную проблему:
отсутствие преемственности между
единой средней школой и глубоко
специализированными высшими
учебными заведениями. Это заставило
учёных-педагогов в который раз
обратиться к проблеме профильной
дифференциации на старших ступенях
обучения.
Академия педагогических наук в
1957 году выступила инициатором
проведения эксперимента, в котором
предполагалось провести
дифференциацию по трём направлениям:
физико-математическому и
техническому; биолого-агрономическому;
социально-экономическому и
гуманитарному. С целью дальнейшего
улучшения работы средней
общеобразовательной школы в 1966 году
были выведены две формы
дифференциации содержания
образования по интересам школьников:
факультативные занятия в 8-10 классах
и школы (классы) с углубленным
изучением предметов, которые
постоянно развиваясь, сохранялись
вплоть до настоящего времени.
В конце 80-х и начале 90-х годов в
стране появились новые виды
общеобразовательных учреждений (лицеи,
гимназии), ориентированные на
углубленное обучение школьников по
избираемым ими образовательным
областям с целью дальнейшего
обучения в вузе. Также многие годы
успешно существовали и развивались
специализированные (в известной мере,
профильные) художественные,
спортивные, музыкальные и др. школы.
Этому процессу способствовал Закон
Российской Федерации 1992 года "Об
образовании", закрепивший
вариантность и многообразие типов и
видов образовательных учреждений и
образовательных программ.
В обществе шли процессы
обновления, мир менялся. Ребёнок
потерялся в этом мире с одной стороны,
с другой - изменились его требования
к школе.
Многолетняя практика
убедительно показала, что, как
минимум, начиная с позднего
подросткового возраста, примерно с 15
лет, в системе образования
должны быть, созданы условия для
реализации обучающимися своих
интересов, способностей и дальнейших
(послешкольных) жизненных планов.
Социологические
исследования доказывают, что
большинство старшеклассников (более
70%) отдают предпочтение тому, чтобы
"знать основы главных предметов, а
углубленно изучать только те,
которые выбираются, чтобы в них
специализироваться". Иначе говоря,
профилизация обучения в старших
классах соответствует структуре
образовательных и жизненных
установок большинства
старшеклассников. При этом
традиционную позицию "как можно
глубже и полнее знать все изучаемые в
школе предметы (химию, физику,
литературу, историю и т.д.)"
поддерживают около четверти
старшеклассников.
К 15-16 годам у большинства
учащихся складывается ориентация на
сферу будущей профессиональной
деятельности. Так, по данным
социологических
опросов, проведённых в 2002 году
Центром социологических
исследований Минобразования России,
"профессиональное
самоопределение тех, кто в
дальнейшем намерен учиться в ПТУ или
техникуме (колледже), начинается уже
в 8-м
классе и достигает своего пика в 9-м, а
профессиональное самоопределение
тех, кто намерен продолжить учёбу в
вузе, в основном складывается в 9-м
классе". При этом примерно 70-75%
учащихся в конце 9-го класса уже
определились в выборе возможной
сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе
сформировалось устойчивое мнение о
необходимости дополнительной
специализированной подготовки
старшеклассников для прохождения
вступительных испытаний и
дальнейшего образования в вузах.
Традиционная непрофильная
подготовка старшеклассников в
общеобразовательных учреждениях
привела к нарушению преемственности
между школой и вузом, породила
многочисленные подготовительные
отделения вузов, репетиторство,
платные курсы и др.
Большинство старшеклассников
считает, что существующее ныне общее
образование не даёт возможностей для
успешного обучения в вузе и
построения дальнейшей
профессиональной карьеры. В этом
отношении нынешний уровень и
характер полного среднего
образования считают
приемлемым менее 12% опрошенных
учащихся старших классов (данные
Всероссийского центра изучения
общественного мнения).
Все это обусловило дальнейшее
реформирования системы образования.
Регулируя основные задачи на
правительственном уровне, была
разработана
Концепция профильного обучения на
старших ступенях развития.
Предлагаемая Концепция профильного
обучения исходит из многообразия
форм его реализации.
Можно выделить несколько
вариантов (моделей) организации
профильного обучения.
1)
Модель внутришкольной профилизации.
Общеобразовательное
учреждение может быть
однопрофильным (реализовать только
один избранный профиль) и
многопрофильным (организовать
несколько профилей обучения).
Общеобразовательное
учреждение может быть в целом не
ориентировано на конкретные профили,
но за счет значительного увеличения
числа элективных курсов
предоставлять школьникам (в том
числе, в форме многообразных учебных
межклассных групп) в полной мере
осуществлять свои индивидуальные
профильные образовательные
программы, включая в них те или иные
профильные и
элективные курсы.
2)
Модель сетевой организации.
В
подобной модели профильное обучение
учащихся конкретной школы
осуществляется за счет
целенаправленного и организованного
привлечения образовательных
учреждений.
Оно может строиться в двух основных
вариантах.
Первый вариант связан с
объединением нескольких
общеобразовательных учреждений
вокруг наиболее сильного
общеобразовательного учреждения,
обладающей достойным
материальным и кадровым потенциалом,
которое выполняет роль "ресурсного
центра". В этом случае каждое
общеобразовательное учреждение
данной группы обеспечивает
преподавание в полном объеме базовых
общеобразовательных предметов
и ту часть профильного обучения (профильные
предметы и элективные курсы), которую
оно способно реализовать в рамках
своих возможностей. Остальную
профильную подготовку берет на себя
"ресурсный центр".
Второй вариант основан на
кооперации общеобразовательного
учреждения с учреждениями
дополнительного, высшего, среднего и
начального профессионального
образования и привлечении
дополнительных образовательных
ресурсов. В этом случае учащимся
предоставляется право выбора
получения профильного обучения не
только там, где он учится, но и в
кооперированных с
общеобразовательным учреждением
образовательных структурах (дистанционные
курсы, заочные школы, учреждения
профессионального образования и др.).
Предложенный подход не исключает
возможности существования и
дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и
классов, не ориентированных
на профильное обучение и
различного рода специализированных
общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные,
художественные, спортивные
школы, школы- интернаты при крупных
вузах и др.)
Решение об организации
профильного обучения в конкретном
образовательном учреждении
принимает его учредитель по
представлению администрации
образовательного учреждения и
органов его общественного
самоуправления.
Возможные
направления профилизации и
структуры профилей.
Важнейшим вопросом организации
профильного обучения является
определение структуры профилизации,
а также модели организации
профильного обучения. При выборе
модели следует учитывать, с одной
стороны, стремление наиболее полно
учесть индивидуальные интересы,
способности, склонности
старшеклассников (это ведёт к
созданию большого числа различных
профилей), с другой – ряд факторов,
сдерживающих процессы такой во
многом стихийной дифференциации
образования: введение единого
государственного экзамена,
утверждение стандарта общего
образования, необходимость
стабилизации федерального
перечня учебников, обеспечение
профильного обучения
соответствующими педагогическими
кадрами и др.
Очевидно, что любая форма
профилизации обучения ведёт к сокращению
инвариантного компонента. В
отличие от привычных моделей школ с
углубленным изучением отдельных
предметов, когда один-два предмета
изучаются по углубленным программам,
а остальные – на базовом уровне,
реализация профильного обучения
возможна только при условии
относительного сокращения учебного
материала непрофильных предметов,
изучаемых с целью завершения базовой
общеобразовательной подготовки
учащихся.
Модель общеобразовательного
учреждения с профильным обучением на
старшей ступени предусматривает
возможность разнообразных
комбинаций учебных предметов, что и
будет обеспечивать гибкую систему
профильного обучения. Эта система
должна включать в учебный план
следующие типы учебных предметов:
базовые общеобразовательные,
профильные и элективные.
Базовые
общеобразовательные предметы являются
обязательными для всех учащихся во
всех профилях обучения. Предлагается
следующий набор обязательных
общеобразовательных предметов:
математика, история, русский и
иностранные языки, физическая
культура, а также интегрированные
курсы обществоведения (для
естественно – математического,
технологического и иных возможных
профилей), естествознания (для
гуманитарного, социально –
экономического и иных возможных
профилей).
Профильные
общеобразовательные предметы –
предметы повышенного уровня,
определяющие направленность каждого
конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология
– профильные предметы в
естественнонаучном профиле;
литература, русский и иностранные
языки – в гуманитарном профиле;
история, право, экономика и др. – в
социально – экономическом профиле и
тд. Профильные учебные
предметы являются обязательными для
учащихся, выбравших данный профиль
обучения.
Содержание указанных двух типов
учебных предметов составляет
федеральный компонент
государственного стандарта общего
образования.
Элективные
курсы – обязательные для
посещения курсы по выбору учащихся,
входящие в состав профиля обучения
на старшей ступени школы. Элективные
курсы реализуются за счёт школьного
компонента учебного плана и
выполняют две функции. Одни из них
могут «поддерживать» изучение
основных профильных предметов на
заданном профильным стандартом
уровне. Например, элективный курс «Математическая
статистика» поддерживает изучение
профильного предмета экономики.
Другие элективные курсы служат для
внутрипрофильной специализации
обучения и для построения
индивидуальных образовательных
траекторий. Например, курсы «Информационный
бизнес», «Основы менеджмента» и др. в
социально – гуманитарном профиле;
курсы «Химические технологии», «Экология»
и др. в естественнонаучном профиле.
Количество элективных курсов,
предлагаемых в составе профиля,
должно быть избыточно по сравнению с
числом курсов, которые обязан
выбрать учащийся.
При этом примерное соотношение
объёмов базовых общеобразовательных,
профильных общеобразовательных
предметов и элективных курсов
определяется пропорцией 50:30:20. Год
основания – 1920.
1937 года – средняя школа.
В 1993 году присвоен статус «Школа-гимназия».
В 1999 году – «Гимназия».
В 2005 году – произошла интеграция
с детским садом № 6.
Учебное заведение,
осуществляющее общеобразовательную
подготовку учащихся 1-11 классов, в
сферу интересов которых включены
социально- гуманитарное, социально-экономическое,
физико-математическое, химико-биологическое,
технологическое образование,
ориентирующее на адекватный выбор
профессии.
Приоритетные направления
развития: высокий уровень обучения,
подготовка учащихся к поступлению в
ВУЗ, формирование общей культуры
личности, воспитание интеллигентной
молодежи, способной адаптироваться к
современной жизни.